Archpriest John BAZAROV: BIBLE HISTORY

Впрочем, многие при этом уверовали в Иисуса Христа и между прочими один из начальников иудейских по имени Никодим. Но, боясь показать явно свою веру, он пришел к Иисусу ночью, чтобы побеседовать с Ним. В этой беседе Иисус Христос говорил ему о духовном возрождении, а когда тот не понимал этого, Иисус Христос сказал ему: «Ты учитель Израилев и этого не знаешь! Истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, то не может войти в Царствие Божие. Не дивись этому. Дух дышет, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит. Так бывает со всяким, рожденным от Духа».

9. Смерть Иоанна Крестителя

Из Иерусалима Иисус Христос пошел с учениками Своими к Иордану, где Иоанн продолжал еще крестить приходивших к Нему. Услышав, что ученики Христовы также крестят, Иоанн сказал народу, что теперь дело его кончено и что настает время проповеди и служения Самого Мессии. И действительно, скоро после этого Иоанн был заключен в темницу и потом предан смерти. Вот как это случилось.

Царь Ирод преступным образом отнял у брата своего Филиппа жену его Иродиаду и жил с нею беззаконно. Иоанн смело и сильно укорял его за такое нарушение закона. Раздраженный Ирод хотел было умертвить Иоанна, но, боясь народа, который почитал Иоанна как пророка, бросил его в темницу, где он долгое время и находился в заключении. Однако же Иродиада не удовлетворилась этим и всячески искала смерти пророка. Случай к тому скоро представился. Раз Ирод, празднуя день своего рождения, сделал большой пир, на котором плясала дочь Иродиады и своею пляскою так угодила Ироду, что он с клятвою обещался ей исполнить все, чего только она ни попросит от него. Она, по наущению матери своей, подошла к Ироду и сказала: «Дай мне здесь же на блюде голову Иоанна Крестителя». Услышав это, царь опечалился, но, не желая нарушить клятвы и стыдясь пировавших с ним, велел дать ей, чего она просила, и послал в темницу отсечь голову Иоанну. Отсеченную голову пророка на блюде поднесли девице, и она отнесла ее к своей матери. Ученики же Иоанна, взявши обезглавленное тело его, погребли, потом пошли и возвестили об этом Иисуса Христа.

10. Жена-самарянка

На обратном пути из Иерусалима в Галилею Иисус проходил через Самарию. Подошедши к одному самарийскому городу, называемому Сихарь, близ которого находился колодезь Иакова, Он почувствовал усталость от пути и сел отдохнуть у колодезя. Ученики же Его пошли в город купить пищи. Между тем, приходит к колодезю за водою одна жившая в том городе самарянка. Иисус говорит ей: «Дай Мне пить». Но так как иудеи избегали всякого сообщения с самарянами, то эту женщину очень удивила такая просьба, иона сказала: «Как Ты, иудей, просишь пить у меня, самарянки?» На это Иисус отвечал ей: «Если бы ты знала, Кто таков Тот, Кто просит у тебя пить, ты сама стала бы просить Его, и Он дал бы тебе воды живой. И кто испиет отводы, которую Я дам ему, тот не возжаждет вовек». Женщина не поняла, что Иисус говорит о воде духовной, а потому обратилась к Нему с такою просьбою: «Господи! Дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать». Но Иисус говорит ей на это: «Пойди, позови мужа своего и приди сюда». Женщина отвечала: «У меня нет мужа». Тогда Иисус сказал ей: «Правду сказала ты, ибо имела пять мужей, да и тот, которого ты ныне имеешь, не муж тебе». Тогда самарянка заметила, что Он был не простой человек, если так подробно знал самые сокровенные обстоятельства ее жизни, и тотчас же пришла к мысли, не пророк ли Он, а потому не может ли сказать ей истину насчет давнего спора: которое из двух исповеданий вернее – иудейское или самарийское? С этою мыслью она тотчас же обратилась к Иисусу с вопросом: «Господи, я вижу, что Ты пророк. Отцы наши издавна поклонялись на этой горе (Харизим), а вы, иудеи, говорите, что в Иерусалиме находится место, где должно поклоняться Богу. Скажи: кто прав?» Иисус отвечал ей: «Поверь Мне, что наступает время и настало уже, когда истинные поклонники (иудеи ли то или самаряне) будут поклоняться Отцу в духе и истине. Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине». Тогда женщина говорит Ему: «Знаю, что придет Мессия, а когда Он придет, то изъяснит нам все». На это Иисус говорит ей: «Это Я, говорящий с тобою!» Услышав это, самарянка оставила водонос свой и, побежав в город, сказала людям: «Пойдите, посмотрите человека, который сказал мне все, что я ни сделала! Не Он ли Христос?» Жители Сихаря, услышав проповедь Иисуса, так были поражены ею, что стали просить Господа остаться с ними, и Он пробыл у них два дня. Тогда многие уверовали в Него, а женщине той говорили: «Уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он воистину Спаситель мира, Христос».

11. Чудесный лов рыбы

Раз Иисус находился в городе Капернауме, лежащем при Галилейском море, и стоял на берегу, а народ теснился около Него, желая слышать слово Божие. Тогда Он вошел в лодку и, сидя в ней, учил народ. Потом, перестав учить, сказал Симону: «Отплыви на глубину и закинь сети на ловитву». Но Петр отвечал: «Наставник! Мы целую ночь трудились и ничего не поймали; по слову Твоему закину сеть». И вот только что закинули они сеть, как поймали такое множество рыб, что самая сеть стала прорываться. Тогда они дали знак товарищам, бывшим на другой лодке, чтобы пришли помочь им, и наполнили обе лодки рыбами, так что суда начали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: «Господи! Выйди от меня, я человек грешный!» Ибо от такого множества рыб, пойманных ими, ужас объял его и всех, бывших с ним. Но Иисус сказал ему: «Не бойся! С сего времени будешь ловить человеков».

В другой раз, тоже в Капернауме, собиратели подати на храм, которую был обязан давать каждый израильтянин, начиная с двадцатилетнего возраста, подошли к Петру и спросили его: «Не даст ли и Учитель ваш дидрахмы?» Петр ответил: «Да!» Но когда он пришел домой, то Иисус предупредил его, сказав: «Как тебе кажется, Симон? С кого берут цари земные подати: с сыновей ли своих или с чужих?» Петр отвечал: «С чужих». Тогда Иисус сказал ему: «Итак, сыны свободны (Иисус Христос, как Сын Божий, не обязан был платить подати на храм Божий). Но чтобы нам не соблазнять их, пойди на море, брось уду и первую рыбу, которая попадется, возьми; открыв у нее рот, найдешь статир; эту монету и отдай им за Меня и за себя». Таким образом, Иисус Христос вдруг показал, что Он и покоряется закону, и вместе с тем есть Господь всякой твари.

12. Нагорная проповедь

Один раз собралось к Иисусу Христу множество народа, желавшего слушать Его. Тогда Он взошел на гору и начал Свою проповедь. В этой нагорной проповеди говорил Он между прочим: «Блаженны нищие духом, блаженны плачущие, блаженны кроткие, блаженны ищущие правды, блаженны милостивые, блаженны чистые сердцем, блаженны миротворцы, блаженны гонимые за правду, блаженны преследуемые за имя Господне!», и всем таковым обещал Он от Бога милость, и счастье на земле, и вечное блаженство с Богом на небесах. Верных учеников Своих называл Он солью земли и светом мира, показывая тем, как свято должны они вести себя в этой жизни. О Себе же Самом говорил, что Он пришел на землю не разорить закон Божий, но показать, как должно исполнять оный. Он учил, как должно давать милостыню, молиться и поститься, заповедуя делать это не перед людьми, чтобы быть видимыми ими, но втайне, так, чтобы один только Отец Небесный видел дела наши. Он увещевал не собирать себе сокровищ на земле, ибо к ним легко может привязаться сердце, а двум господам вместе, то есть Богу и миру, служить нельзя. Потому самому не должно стеснять своего сердца заботами о пище и одежде, но поверять свои нужды Отцу Небесному. «Посмотрите на птиц, – говорил Он, – они не сеют, не жнут, не собирают в житницы, и Отец ваш Небесный питает их. Не гораздо ли лучше их вы? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут? Не трудятся и не прядут. Но Я вам говорю, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как одна из них. Если же Бог так одевает полевую траву, которая сегодня растет, а завтра брошена будет в печь, то тем более вас, маловеры! Ищите прежде всего Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам». Далее Иисус Христос предостерегает в этой проповеди от осуждения ближнего, заповедует осторожно поступать со святынею и убеждает всего просить у Бога с верой и надеждой. «Кто, – говорил Он, – найдется и между людьми такой, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? Или если попросит рыбы, подал бы ему змею? Если же вы, будучи злы, умеете давать благие дары детям вашим, то тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него». Засим Господь предостерегает от широкого пути равнодушия и порока, который ведет к погибели, от ложных учений, которые обольстительны по наружности, и наконец от бессознательного исповедания Господа одними только устами, которое не может ввести в Царствие Небесное. Ибо не довольно слушать и знать учение Христово, главное – нужно исполнять оное. Это ясно подтвердил Сам Господь в заключение Своей нагорной проповеди. «Всякого, – говорил Он, – кто слушает сии слова Мои и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне. И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры и устремились на дом тот, но он не упал, ибо основан был на камне. А кто слушает слова Мои и не исполняет их, тот уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке. И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры и налегли на дом тот, и он упал, и падение его было великое».

13. Чудеса Иисуса Христа

Иисус был на празднике в Иерусалиме. Там была купальня, называемая по-еврейски Вифезда, имевшая пять крытых ходов, в которых лежало множество больных, слепых, хромых и иссохших, ожидавших движения воды: ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду; и кто первый входил в оную по возмущении Ангелом, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Тут был один человек, страдавший болезнью уже тридцать восемь лет. Иисус, увидав его лежащим и узнав, что он лежит уже долгое время, сказал ему: «Хочешь ли быть здоровым?» Больной отвечал Ему: «Хочу, Господи! Но нет у меня человека, который опустил бы меня в купальню по возмущении воды, а когда я сам прихожу, другой уже сходил прежде меня». Тогда Иисус говорит ему: «Встань, возьми постель твою и ходи!» И человек тот тотчас выздоровел, взял постель свою и пошел.

В другой раз Иисус был в Капернауме. В этом же городе жил один римский сотник, у которого любимый раб лежал больным при смерти. Услышав об Иисусе, сотник тот послал к Нему старейшин иудейских просить Его, чтобы пришел исцелить слугу его. И они, пришед к Иисусу, просили Его убедительно, говоря: «Он достоин, чтобы Ты оказал ему эту милость». Иисус пошел с ними, но, когда был уже недалеко от дома, сотник выслал к Нему друзей своих сказать: «Господи, не трудись, я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой. Также и себя самого не почел я достойным прийти к Тебе; но скажи слово, и выздоровеет слуга мой. Ибо и я имею подчиненных мне воинов и говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге своему: сделай это, и делает». А Ты, хотел он этим сказать, имеешь более нежели человеческую власть, а потому можешь творить чудеса одним словом. Когда Иисус услышал это, то удивился и, обращаясь, сказал идущему за Собою народу: «Истинно говорю вам, что и во Израиле не нашел Я такой веры». Посланные, возвратившись домой, нашли больного слугу уже выздоровевшим.