Archpriest John BAZAROV: BIBLE HISTORY

Выслушав это, ученики Иисуса Христа приступили к Нему и сказали: «Изъясни нам притчу о плевелах на поле». И Он отвечал им так: «Сеющий доброе семя есть Сын Человеческий, поле – мир, доброе семя – сыны царствия, а плевелы – сыны лукавого. Враг, посеявший оные, есть диавол, жатва – кончина века, а жнецы – Ангелы. Как сожигают плевелы, и сожигают огнем, так будет и при кончине века. Пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, они соберут от царства Его все соблазны и творящих беззаконие и ввергнут их в пещь огненную; там будет плач и скрежет зубов. Тогда праведники воссияют, как солнце, в царствии Отца их. Имеющий уши слышать да слышит!»

Вот еще притча Иисуса Христа: «Царствие Небесное подобно зерну горчичному, которое человек посеял на поле своем; зерно это хотя меньше всех семян, но когда вырастет, бывает больше всех произрастений и становится деревом, так что птицы небесные прилетают и укрываются в ветвях его». Кроме того, Царствие Небесное Иисус Христос уподоблял закваске, которую женщина положила в три меры муки, пока все вскиснет; сокровищу, скрытому на поле, найдя которое, человек утаил и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то; также купцу, ищущему хорошего жемчуга, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил оную; неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, рыбаки вытащили на берег и, сев, выбрали хорошие в сосуды, а худые выбросили вон. «Так, – прибавил Иисус, – будет и при кончине века: изыдут Ангелы и отделят злых от праведных и ввергнут их в пещь огненную; там будет плач и скрежет зубов».

К числу таких сказаний в притчах о Царствии Божием относится и следующее: «Царство Небесное, – говорил Иисус Христос, – подобно хозяину, который рано утром вышел нанять работников в виноградник свой и, условившись с работниками в плате по динарию в день, послал их в виноградник свой. Потом, вышедши около третьего часа (около 9 часов утра), увидел он других, стоящих на торгу праздно, и сказал им: "Пойдите и вы в виноградник мой, и, что следовать будет, я заплачу вам". Они пошли. Тоже сделал он, вышедши около шестого и десятого часа (в 12 и 3 часа пополудни). Наконец, вышел и в одиннадцатый час (около 5 часов вечера) и, нашедши некоторых, стоявших праздно, сказал им: "Что вы стоите здесь целый день праздно?" Они отвечали ему: "Никто не нанял нас". Тогда он сказал им: "Пойдите и вы в виноградник мой и, что следовать будет, получите". Когда же наступил вечер, говорит господин управителю своему: "Позови работников и отдай им плату, начав с последнего до первых". И те, которые наняты были около одиннадцатого часа, получили по динарию. Потом пришли первые и думали, что они получат больше; однако же получили также по динарию, стали роптать на хозяина, говоря: "Эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, которые трудились целый день и терпели зной!" Но он сказал одному из них: "Друг мой! Я тебя не обижаю; не за динарий ли ты договорился со мною? Возьми свое и пойди. Я и сему последнему хочу дать то же, что тебе. Разве я не властен в своем делать что хочу? От того ли глаз твой завистлив, что я добр?" Так, – прибавил Иисус, – последние будут первыми и первые последними! Ибо много званных, но мало избранных!»

К Иисусу Христу сходились мытари и всякого рода грешники слушать Его. На это очень роптали фарисеи и книжники, говоря: «Он грешников принимает и ест с ними». Но Иисус Христос отвечал им следующими притчами: «Какой человек между вами, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет искать пропавшей? А нашедши, возлагает оную на плечи свои с радостью и, пришедши домой, созывает друзей и соседей, говоря им: порадуйтесь со мною, я нашел овцу мою пропавшую. Сказываю вам, что так же будет радость и на небесах об одном грешнике кающемся более, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии», «или какая женщина, имея десять драхм (малая монета), если потеряет одну драхму, не засветит свечи и не выметет комнаты и не поищет ее тщательно, пока не найдет? А нашедши, созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною, я нашла драхму потерянную. Так, говорю вам, бывает радость перед Ангелами Божиими об одном грешнике кающемся».

Но всего яснее выразил Иисус Христос милосердие Божие к раскаивающимся грешникам в следующей притче.

У одного человека было два сына, и младший из них сказал отцу: «Родитель! Дай мне следующую часть имения». И отец разделил им имение. Не по долгом времени меньшой сын, собрав все, отправился в дальнюю страну и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться. И пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней. И он рад был наполнить чрево свое кормом, который ели свиньи, но никто не давал ему. Тогда пришел он в себя и сказал: «Сколько наемников у отца моего довольствуются хлебом с избытком, а я мру с голоду! Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отец мой! Согрешил я против неба и перед тобою, я уже недостоин называться сыном твоим, прими меня как одного из наемников твоих!» И он встал и пошел к отцу своему. Еще он был далеко, как увидел его отец, и сжалился над ним, и, побежав, кинулся ему на шею и стал целовать его. Сын же сказал ему: «Отец мой! Я согрешил против неба и перед тобою и уже недостоин называться сыном твоим». Но отец сказал рабам своим: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, дайте перстень на руку его и сапоги на ноги, приведите и заколите откормленного теленка; станем есть и веселиться. Ибо сей сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся». И начали веселиться.

Старший же сын его был в поле и, возвращаясь домой, услышал пение и ликование. Призвав одного из слуг, он спросил, что бы это значило. Тот отвечал: «Брат твой пришел, и отец твой устроил по этому случаю пир». Тогда он рассердился и не хотел войти в дом. Когда же отец стал звать его, то он отвечал: «Я столько лет служу тебе и никогда повеления твоего не преступал, но ты никогда не дал мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, промотавший имение твое, воротился, ты устроил для него пир!» На это отец сказал ему: «Сын мой! Ты всегда со мною, и все мое – твое, а о том надобно порадоваться, что брат твой был мертв и ожил, пропадал и нашелся».

16. Богатый и Лазарь

Один раз Иисус Христос, поучая народ, рассказал следующее: «Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и пировал всякий день роскошно. Был же некто бедный, по имени Лазарь, который лежал у ворот его, покрытый струпьями, и желал насытиться крошками, падавшими со стола богатого; и псы, приходя, лизали гной его. По времени нищий умер и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер также и богатый, и погребли его. И вот в аду, находясь в муках, возвел он очи свои и увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его; и, возопив, сказал: "Отче Аврааме! Умилосердись надо мною, пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в этом пламени". Но Авраам сказал: "Чадо, вспомни, что ты получил благо свое при жизни, а Лазарь тогда же злое, теперь он здесь утешается, а ты страдаешь. И, сверх того, между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят". Тогда богач сказал: "Так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им об этом, чтобы и они не пришли в это место мучения". Но Авраам отвечал на это: "У них есть Моисей и пророки, пусть слушают их". Он же сказал: "Нет, отче Аврааме! Но если кто из мертвых придет к ним, покаются". Тогда Авраам сказал ему: "Если Моисея и пророков не послушают, то хотя бы кто из мертвых воскрес – не поверят"».

17. Сострадательный самарянин и жестокосердый раб

Раз пришел к Иисусу Христу один законник и, искушая Его, спросил: «Учитель! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Иисус Христос в ответ на это указал ему на закон, в котором выставляется любовь к Богу и ближнему как необходимое условие достижения блаженства. Но он, желая оправдаться, спросил: «А кто мой ближний?» В ответ на это Иисус Христос рассказал ему следующее.

«Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые, раздев и изранив его, ушли, оставив его едва живым. По случаю шел тою дорогою один священник и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и пошел дальше. Наконец, нашел его случайно один прохожий самарянин, от которого израненный иудей, конечно, меньше всего мог ожидать себе помощи, так как самаряне жили во вражде с иудеями. Увидев его, он сжалился и, подошедши, перевязал ему раны, возливая на них масло и вино. Потом, посадив его на осла своего, привез его в гостиницу, где сам ходил за ним. На другой день, отправляясь далее, он вынул два динария и, отдавая их хозяину, сказал ему: "Попекись о нем, а если что больше издержишь, я заплачу тебе, когда возвращусь". Кто же из трех, по твоему мнению, был ближний попавшемуся разбойникам?» Законник отвечал: «Тот, кто оказал ему сострадание». Тогда Иисус сказал: «Пойди и ты поступай также!»

А что бывает с жестокосердым, о том учит нас Иисус Христос в следующей притче.

«Царствие Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться со своими рабами. Когда же начал он считаться, привели к нему одного, который был должен ему десять тысяч талантов. И так как ему нечем было заплатить своего долга, то государь повелел продать себя, жену его, детей и все, что он имел, и возвратить долг. Тогда раб тот пал перед ним и, кланяясь, говорил ему: "Государь! Потерпи на мне, и я все тебе заплачу". Умилосердившись над ним, государь отпустил его и самый долг простил ему. Но только что раб тот вышел, как встретил одного из своих товарищей, который должен был ему сто динариев, и он, схватив его, стал душить, говоря: "Отдай мне, что ты должен!" Тогда пал товарищ его к ногам его и стал умолять, говоря: "Потерпи на мне, и я все заплачу тебе". Но он не хотел слушать его, а повел и посадил в темницу, пока не отдаст долга. Когда же другие товарищи увидели это, то весьма огорчились и, пришед, рассказали обо всем случившемся государю своему. Тогда государь призывает его к себе и говорит ему: "Злой раб! Весь долг тот я простил тебе, потому что ты умолял меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища своего, как я тебя помиловал?" И, разгневавшись, отдал его государь истязателям, пока не отдаст всего долга своего. Так, – прибавил Иисус Христос, – поступит с вами и Отец ваш Небесный, если каждый от сердца не простит брату своему согрешений его».