Прот. Евгений Попов-НРАВСТВЕННОЕ БОГОСЛОВИЕ -ДЛЯ МИРЯН В ПОРЯДКЕ -ДЕСЯТИ ЗАПОВЕДЕЙ БОЖИИХ-Заповедь 4: «Помни

«Егда поститеся, не будите сетующе... Ты же постяся помажи главу твою, и лице твое умый» (Мф.6,16-17). Слова нет, что пост с первого раза для плоти нашей кажется неприятен, тяжел: плоть с трудом подчиняется ему. Отсюда мы вздыхаем, когда приближаются дни поста,—точно хотят нас увезти куда; скучаем, когда наступит пост; тщательно высчитываем недели и дни, когда окончится пост. Но это отягощение бывает дотоле, пока человек не испытает пользы от поста, как и не ожидает для себя этой пользы, как постится только по внешнему требованию устава или старших лиц. Совсем иное, если кто убедится в пользе поста. А убеждаться может каждый по мере того, как с послушанием будет нести бремя его; потому что от поста облегчается дух, утихают страсти, утончается тело, да и сон легче и скорее. Кто внимательно будет наблюдать за собой, когда постится, — кто вообще решительно обратится к Богу после греховной жизни: тот непременно найдет для себя полезнейшим пост и будет держаться его с возможною строгостью. — Зачем же это тебе, христианин, роптать на посты? зачем произносить брань на постные кушанья? Постясь и жалуясь, ты только убавляешь цену своего подвига.

Умствования против постов, будто они излишни, или только предлоги к нарушению их

Указания на пост встречаются во всех книгах св. Писания, Ветх. и Нов. Завета. И самая-то первая заповедь Божия человечеству с видимой своей стороны была о воздержании и посте. А еще раньше—делами миротворения— Господь Бог показал людям разные роды пищи, из которых самый первый есть тот, который составляет теперь для нас строжайшее церковное пощение; потому что прежде явилась растительная пища (в 4 день), а потом рыбная (в 5 день), наконец и мясная (в 6 день). По книге Бытия (Мф.1,29) видим, что в начале пищею для человека были растения, например, плоды с дерев. (Животным же была назначена только зелень. Так. обр. и этот вопросы «от природы назначено человеку равномерно питаться растительною и животною пищею»,—еще не решителен; напротив, перевес в настоящем случае клонится на сторону пищи растительной). Затем,—если о каждом из нынешних четырех постов и не говорится буквально в св. Писаний,—для православного христианина они обязательны вполне потому, что их установила вселенская Церковь, которая есть «столп и утверждение истины» (1Тим.3,15).—В существе дела посты и необходимы и полезны. Они уравновешивают в человеке две природы, телесную и духовную; дают уму трезвенность и чистоту, а сердцу некоторую тонкость и духовность, если только соблюдаются правильно; имеют большую силу на бесов, так что «сей род ничимже может изыти, токмо молитвою и постом» (Мрк.9,29); они — великая помощь христианину в важных событиях жизни (Деян.13,3), в скорбях и трудностях его (Ин.3,10), как знаем из множества примеров по священ. истории; они делают тело способным выносить продолжительные молитвы: тут уже нет гири, которая бы тяготила тело человека к низу. Как же после всего этого неосновательны возражения против церковных постов! Возражений и немало. Только все эти возражения давно уже известны Церкви и не представляют ничего серьезного. Напрасно каждый из возражателей думает про себя, будто говорит что-то новое и неопровержимое. Нет; несоблюдающие постов, если еще оспаривают и осмеивают их (иные отсылают их от себя с презрением к духовенству да простонародью, которые будто теперь единственные постники), — эти люди только «прибавляют грех ко греху». Забыли они слова Самого Спасителя: «да не когда отягчают сердца ваши объядением и пиянством» (Лк.21.34). Особенно легкомысленное рассуждение то, будто «посты ныне не современны». Ужели это средство к ослаблению плотских страстей, указанное евангелием и апостольским учением, перестало иметь свою силу? ужели плоть человека, поврежденная грехом, изменилась и не воюет более против духа?—Затем, и все предлоги к нарушению или только к крайнему ослаблению постов, как-то: «негде взять постного стола, дорог он, слабы мы силами (будто и все ныне сделались больны!), желудок не принимает постной пищи, здоровье упадает от поста»:—все подобные предлоги не вынесут в применении к каждому нарушителю постов строгого испытания. Относительно, например, здоровья посты всегда были другом здравия и задатком долговечности. В медицине теперь сознают, что растительная пища больше всего располагает к долговечности: собственно диетой врачи назначают более растительную пищу, чем животную, например, так почти во всех острых и хронических болезнях. Жития святых показывают, что великие постники проживали по сто лет и более. Есть даже целые племена, или народы, которые не употребляют совсем животной пищи, но питаются по условиям своего климата и местности одними растениями.—Нет! Ты, сын православной Церкви, никогда не допускай ни возражения ни посмеяния на церковные посты. Лучше же тебе покаяться пред Богом в грехе несоблюдения их, чем еще оспаривать несомненное и святое.

Отвлечение других от поста убеждением, примером и в хлебосольстве

«Ядый не ядущаго да не укоряет» (не уничижает) (Римл.14,3). У греха есть несчастное свойство: увлекать с собою других. Это свойство особенно показывают не соблюдающие постов совсем или только во всей строгости их. Так, одни упрашивают ослабить говенье (например, в великий пост поесть рыбы или пить вино), — говорит: «ешьте-пейте; ничего, Бог простит; я на себя принимаю ваш грех». И когда нетвердый постник согласится с этими советниками, они считают эту уступку приятным угождением себе, благоволят за нее. Другие совершенно знают, что если они первые нарушат или ослабят пост, то и прочие последуют их примеру: так. обр. из-за своего удовольствия или прихоти, в которых могли бы отказать себе, они отвлекают от поста тех, которые не думали нарушить его или ослабить; так, например, неосторожно поступают старшие в семье. Третьи, пригласить к себе гостей, без разбора подают в постный день скоромные блюда; а когда гость-постник отказывается от их блюд, то бывают недовольны. Четвертые, приняв к себе квартирантов, не приготовляют постного стола для желающих хранить постные дни. Всего чаще в гостиницах по средам и пятницам не запасаются постными блюдами, между тем как не должны бы отказывать никому в своем столе, потому что уже взялись доставлять его за плату. И во всех этих случаях поступают люди не по нужде какой, а только по легкому взгляду на пост, или чтоб не им одним быть нарушителями его.—Ты, сын Церкви, хоть бы сам и неточно соблюдал посты, не привлекай к этой неточности других, но порадуйся за ближнего, который строго постится; и уважь его и окажи ему возможное содействие соблюсти пост, как он хочет (Когда братья Макария узнали, что он один стакан вина, которым угощали его, дома не пил целый день воды, то и не стали более предлагать ему этого угощения (Четь-мин. под 19 янв.)).

При посте телесном нестяжание себе поста душевного

«Не такового поста (т. е. чтоб судиться и производить между собой ссоры). Аз избрах... но разрешаяй всяк союз неправды», обличает от имени Божия пророк Исаия (Ис.58,4.6);» покрых постом душу мою» говорит о себе Давид (Пс.68,11), т. е. как тело все от строгого поста покрывается особенною сдержанностью и цломудрием, так и душа вся от умного поста остепеняется; «постяся телесне постимся и духовне», поется за первой же великопостной обедней (Стих.на веч. в среду). Что же составляет душевный пост? Безгневие и смирение: так Давид посредством пощения смирял свою душу (Пс.34,13).—Чувство раскаяния во грехах, раздрание своего сердца, а не вретища только: Ниневитяне к посту присоединили покаяние, и—спаслись (Иоанна, 3,10). Усиление молитвенного подвига,—между прочим в великий пост выполнение и на домашней молитв поклонов со стихами «Господи, владыко живота моего...»; так Апостолы пред избранием Павла и Варнавы на миссионерскую проповедь не только постились, но и усиленно молились (Деян.13,3); так все святые Божий в посты усиливали и без того непрестанную свою молитву.—Дела милостыни и вообще доброта к ближнему: так постник Корнилий, будучи еще язычником, творил при посте своем и милостыни (Деян.10,30). Но кто постится только для того, чтоб поститься, чтоб не иметь упрека в своей совести или переговора со стороны других, будто он не соблюдает постов; кто не заботится ни об одном из сказанных видов душевного поста, и так-то поставил себе правилом или привык поститься всегда, во всякий пост, или еще сверх постов, например, когда по особенному обету не ест совсем мясной пищи: такого человека мы встречаем еще более жестким, расположенным к гневу, к гордости, к осуждению ближнего и к тому, чтоб соблазняться поведением других, положим, он не ест мяса, но «снедает своею злобою или клеветами брата» (изречение св. подвиж.). Словом, постное голодание одним телом, без духа и теплоты сердца, развивает в человеке гораздо сильнее те страсти, которые носят на себе характер духовный. Отсюда замечаем, что некоторые неумные постники во время поста сердятся более, чем в другую пору: и бесы ведь ничего не едят, а исполнены злобы.— Ты, православный христианин, не будь односторонним в посте, не поставляй его исключительно в пище и питье до мнительности такого рода, будто и кусок сахара в пост нельзя тебе употребить с чаем, яко бы скоромный, но имей попечение о посте душевном. Впрочем и не слушай разговора тех, которые под предлогом поста душевного пренебрегают телесным постом: у этих людей уже не найден ни того ни другого поста.