Pitanov V.Y.

Мысль о единстве Божественной и человеческой природы приводит к следующему логическому заключению: человек есть Бог. Агни-йога учит: «…нет Бога (или Богов), который не был бы когда-то человеком…»72.

Если вспомнить, что все члены семьи Рерих были агни-йогами, то вывод напрашивается соответствующий: все они, с точки зрения их учения, были «богочеловеками»: «Доктрина учит, что для того, чтобы стать божественным, вполне сознательным Богом – да! Даже высочайшие – Духовные, Первозданные Разумы должны были пройти через человеческую ступень»73.

Христианский подход к этому вопросу, основанный на Священном Писании, совершенно иной: когда жители города Листра пытались воздать апостолу Павлу и его спутнику Варнаве те же почести, которые было принято воздавать языческим богам, апостолы, разодрав свои одежды, запретили им это делать: «Народ же, увидев, что сделал Павел, возвысил свой голос, говоря по-ликаонски: боги в образе человеческом сошли к нам. И называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием, потому что он начальствовал в слове. Жрец же [идола] Зевса, находившегося перед их городом, приведя к воротам волов и [принеся] венки, хотел вместе с народом совершить жертвоприношение. Но Апостолы Варнава и Павел, услышав [о сем], разодрали свои одежды и, бросившись в народ, громогласно говорили: мужи! что вы это делаете? И мы - подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них, Который в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями…» (Деян.14:11-16).

Вместе с тем, в Священном Писании сказано: «Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги? Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание…» (Ин.10.34-35): «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5:48). В чем же дело? Здесь мы снова подошли к теме обожения человека. Человек создан по образу Божию, цель его творения – уподобление Творцу, достижение богосыновства. Благодать, энергия Святого Духа преображает человека, но природа Бога и природа человека остаются разными. Обожение – пребывание Бога в христианине, будучи энергийным, а не сущностным, ибо сущность несообщима, есть, однако, реальное пребывание Пресвятой Троицы в человеке в Своих энергиях, сообщаемых Святым Духом, общих для Трех Ипостасей. Стяжая обожающую благодать Святого Духа, люди становятся обителью Пресвятой Троицы, согласно обетованию Спасителя: «Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин.14:23). Подчеркнем, что различие между сущностью и энергиями, являясь основой православного учения о благодати, позволяет сохранить подлинный смысл выражения апостола Петра «причастники божеского естества» (2Пет.1:4). Соединение с Богом, к которому призван человек, есть «… соединение людей с Богом в Его энергиях, или по благодати, которая делает людей сопричастными божественному естеству, не превращая человеческое естество в естество Божественое»74.

Принципиальные отличия

Православие Агни-йога Сущность Бога отлична от сущности человека Сущность человека потенциально тождественна сущности бога Человек, достигший обожения, – бог по благодати, дарованной Богом Человек является богом по природе Человек может достичь богоподобия, но не единосущия с Богом Человек может актуализировать тождественность своей сущности с сущностью бога

7. Душа «без оболочек»

Напомним, что в соответствии с учением агни-йоги, зерно духа (монада) попадает в мир огненный (мир мысли), откуда далее ниспадает в слои более тонкой материальности и так вплоть до материального мира. Первоисточником монады является психическая энергия. Итак, зерно духа попадает в мир огненный и начинает в нем вращаться (подобно смерчу), приобретая материальность огненного слоя бытия. Далее, опускаясь в мир тонкий и продолжая там так же вращаться, она приобретает материальность тонкого слоя и так далее, до физического уровня бытия. Таким образом, человек представляет собою монаду, приобретшую энергетические накопления духа, энергетические оболочки (так называемая «чаша накоплений»), которые проявляются как индивидуальность. Монада бессмертна, индивидуальность же может быть уничтожена в том случае, если она отвергает те эволюционные принципы, которые изложены, в частности, в учении агни-йоги. Е.П. Блаватская в Теософском словаре дает следующее определение понятию «душа»: «Душа. ?????(psuhe. – В.П.) или нэфэш «Библии»; жизненный принцип или дыхание жизни, который имеет каждое животное, вплоть до инфузории, подобно человеку. В переведенной Библии она без различения фигурирует и как жизнь, и как кровь, и как душа»75.

Что говорит нам о душе Священное Писание? Священное Писание открывает нам, что весь земной мир, в том числе и живых существ, Бог вызывает к бытию Своим творческим повелением: «И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной» (Быт.1:20); «И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так» (Быт.1:24).

В отличие от животных, человек творится по образу Божию, причем его творению предшествует Божественный Совет, на котором определено наделить человека также и подобием. В чем же Церковь видит образ Божий в человеке? «Многократно говоря о том, что такое образ Божий в человеке, отцы Церкви тем не менее явно уклоняются от того, чтобы дать формальное определение этого понятия»76. Для понятия «образ Божий» невозможно подобрать исчерпывающих определений. Будучи образом непостижимого и неопределимого Первообраза, образ Божий в человеке так же не может быть познан в самой своей сокровенной глубине, но он проявляет себя вовне, причем «образом Божиим в человеке обычно называют… его проявления»77, поэтому в учении об образе Божием следует проводить различие между понятиями «черты образа Божия» и «образ Божий». К проявлениям, чертам образа Божия в человеке обычно относят ум человека, его свободную волю, совесть, способность к творчеству, динамическую способность человека устремляться к Богу, уподобляться Ему, проясняя и раскрывая образ Бога в себе до богоподобия.