Pitanov V.Y.

Faith commands the elements: "Then he said to them, 'Where is your faith? And they said to one another in fear and wonder, "Who is this, that he commands the winds and the waters, and obeys him?" (Luke 8:25); «… if you can believe in any way, all things are possible to him that believes" (Mark 9:23); «… Verily I say unto you, If ye have faith as a mustard seed, and say unto this mountain, Go from here to there, and it shall pass; and nothing shall be impossible unto you" (Matt. 17:20). It should not be thought that faith is autocratic, that it has its own power: faith is only a necessary condition under which God acts with His omnipotence. The performance of miracles depends both on the faith of people and on the miraculous power of God.

True faith is always manifested in action, first of all, in the observance of God's commandments: "In the same way, faith, if it has no works, is dead in itself. But someone will say, 'You have faith, and I have works: show me your faith without your works, and I will show you my faith from my works' (James 2:17-18).

The Holy Fathers of the Orthodox Church teach about the importance of faith in the matter of salvation: "At the head of all virtues comes sincere faith, in which the soul is not wavering by thought, but completely rejects self-love. For for one who has just set out on ascetic deeds, nothing prevents him from fulfilling the commandments by deed so much as the most malicious self-love (pity for the flesh). It serves as an obstacle to success, even for those who are zealous."97

Fundamental differences

Orthodoxy Agni Yoga Faith is a complex concept of Christian theology, which includes the following aspects: response to God's call, trust in God, moral sense, communion with God, unshakable confidence in God's promises. Trust in the "mahatmas" gives them the opportunity to awaken the knowledge hidden in human nature, this awakening is a premonition of knowledge, or faith.

11. Слепа ли христианская вера?

Оккультисты постоянно говорят о двух, если можно так выразиться, видах верах: «…существует вера слепая и вера зрячая…»98. Себя рериховцы относят к тем, кто имеет «зрячую» веру, христиан постоянно обвиняют в «слепой вере»: «То, что вы называете «верой» … является слепой верой в догмах христианских религий, у нас становится знанием …»99. При этом оппоненты христиан не утруждают себя знакомством с тем, что сами христиане понимают под верой. Прежде всего определимся в терминах. «Слепая вера, – писал св. Феофан Затворник, – есть та, которая не знает, во что должно веровать, или если знает, то не полно, кое-как; равно не знает и того, почему должно веровать, и не заботится узнать ни того, ни другого»100. «Слепой вере противоположна вера видящая. Какая же это? – Вера видящая есть та, которая ясно видит, во что верует и почему верует. Ясное видение во что верует обнимает все содержание веры»101.

В Новом Завете есть прекрасные слова о вере: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. В ней свидетельствованы древние. Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое» (Евр.11:1). Что же такое вера? Это чувство, интеллектуальное знание, а, быть может, вера – это атрибут воли? Как видно из библейского определения, вера «есть осуществление ожидаемого». К чему стремится христианин, чего он ожидает? В чем цель его жизни? Цель любой религии – общение с Божеством, постижение Его, соприкосновение с Ним. Преподобный Серафим Саровский определил: «Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святаго Божиего» 102. В.Н. Лосский выразил ту же мысль следующим образом: «…в состоянии обожения мы по благодати, то есть посредством Божественных энергий, обладаем всем тем, чем обладает Бог по своей природе, кроме тождества с Его природой. Становясь богами по благодати, мы остаемся тварными, так же как Христос, став человеком по воплощению, оставался Богом» 103. Это есть конечная цель реализации духовной жизни христианина, вершина веры.

Православие родилось из опыта Богообщения, из практики литургической жизни, из молитвы. Первые христиане еще не имели Нового Завета, еще не были выражены точные догматические формулировки православного вероучения, но уже тогда существовала литургия, уже тогда в молитве христианин беседовал с Богом. Церковь – это Богочеловеческий организм, и вера не является ни актом интеллектуального знания, ни неким набором чувств, ни атрибутом воли. Верой живут, ее нельзя изучить, читая книги, вера – дар Божий, она рождается внутри человека. Знание Бога в Православии носит не умозрительный, а опытный характер. Христианин «уверен в невидимом», потому что соприкасается с ним в опыте своей духовной жизни. В вере «свидетельствованы древние», потому что Бог говорил и с ними. Вера есть «познание», но это не есть чисто интеллектуальное познание, это внутреннее состояние сопричастности Богу, сопереживание единства с Ним. Вера – это и знание, и чувства и доверие, она все это вмещает, и все это превосходит.