Pitanov V.Y.

11. Слепа ли христианская вера?

Оккультисты постоянно говорят о двух, если можно так выразиться, видах верах: «…существует вера слепая и вера зрячая…»98. Себя рериховцы относят к тем, кто имеет «зрячую» веру, христиан постоянно обвиняют в «слепой вере»: «То, что вы называете «верой» … является слепой верой в догмах христианских религий, у нас становится знанием …»99. При этом оппоненты христиан не утруждают себя знакомством с тем, что сами христиане понимают под верой. Прежде всего определимся в терминах. «Слепая вера, – писал св. Феофан Затворник, – есть та, которая не знает, во что должно веровать, или если знает, то не полно, кое-как; равно не знает и того, почему должно веровать, и не заботится узнать ни того, ни другого»100. «Слепой вере противоположна вера видящая. Какая же это? – Вера видящая есть та, которая ясно видит, во что верует и почему верует. Ясное видение во что верует обнимает все содержание веры»101.

В Новом Завете есть прекрасные слова о вере: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. В ней свидетельствованы древние. Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое» (Евр.11:1). Что же такое вера? Это чувство, интеллектуальное знание, а, быть может, вера – это атрибут воли? Как видно из библейского определения, вера «есть осуществление ожидаемого». К чему стремится христианин, чего он ожидает? В чем цель его жизни? Цель любой религии – общение с Божеством, постижение Его, соприкосновение с Ним. Преподобный Серафим Саровский определил: «Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святаго Божиего» 102. В.Н. Лосский выразил ту же мысль следующим образом: «…в состоянии обожения мы по благодати, то есть посредством Божественных энергий, обладаем всем тем, чем обладает Бог по своей природе, кроме тождества с Его природой. Становясь богами по благодати, мы остаемся тварными, так же как Христос, став человеком по воплощению, оставался Богом» 103. Это есть конечная цель реализации духовной жизни христианина, вершина веры.

Православие родилось из опыта Богообщения, из практики литургической жизни, из молитвы. Первые христиане еще не имели Нового Завета, еще не были выражены точные догматические формулировки православного вероучения, но уже тогда существовала литургия, уже тогда в молитве христианин беседовал с Богом. Церковь – это Богочеловеческий организм, и вера не является ни актом интеллектуального знания, ни неким набором чувств, ни атрибутом воли. Верой живут, ее нельзя изучить, читая книги, вера – дар Божий, она рождается внутри человека. Знание Бога в Православии носит не умозрительный, а опытный характер. Христианин «уверен в невидимом», потому что соприкасается с ним в опыте своей духовной жизни. В вере «свидетельствованы древние», потому что Бог говорил и с ними. Вера есть «познание», но это не есть чисто интеллектуальное познание, это внутреннее состояние сопричастности Богу, сопереживание единства с Ним. Вера – это и знание, и чувства и доверие, она все это вмещает, и все это превосходит.

Что же такое «слепая вера»? Это убеждение внешних для Церкви людей в том, что христиане считают истинными догматы Церкви, «слепо» доверяя Ее авторитету, не проверяя истинность Ее утверждений на опыте. Как выше мы уже убедились, такое утверждение ложно. Да, новоначальный христианин прибегает к авторитету Церкви и святых отцов. Но когда школьник изучает предмет, он тоже прибегает к «слепой вере» в то, что учитель говорит ему правду. Однако рано или поздно школьник вырастает, и никто не мешает ему проверить, насколько утверждения учителя были истинны. Так и в Церкви есть новоначальные, есть уже идущие по пути святости и есть святые, как например, преподобный Серафим Саровский. Почему христианин не может прибегать в сложных для его понимания вопросах к тем, кто его духовно превосходит и является для него примером для духовного подражания? Обвинения христиан в «слепой вере» мы можем считать не выдерживающими критики и не соответствущими действительности.

12. Православная молитва или мантра агни-йоги?

Понимание молитвы в Православии и в учении агни-йоги принципиально различно, что естественно проистекает из разности их доктрин и религиозной практики. Агни-йога магична по своей сути. Молитва агни-йога – это магический акт: «Молитва может быть сравнима с магнитом. Действие молитвы напрягает сердце и притягивает из пространства лучшие мысли…» (Живая этика. АУМ.37).

В агни-йоге мантры и молитвы – это взаимозаменяемые понятия. Считается, что мантры очищают ум, для этого их необходимо правильно произносить. Одна из книг учения называется АУМ; аум (ом) – это главная мантра в индуизме, она провозглашается источником всех звуков и сущностью Вед. Оккультизм включает в понятие «мантра» более широкий смысл, чем индуизм, например Блаватская определяла это понятие следующим образом: «Мантры (санскр.) Стихи из ведических сочинений, употреблявшиеся в качестве заклинаний и магических формул…»104.