Pitanov V.Y.

В данной работе мы уже указывали на ряд противоречий, существующих как внутри самого учения агни-йоги, так и между агни-йогой и теософией. В этой главе мы внесем еще некоторые добавления к указанным противоречиям. Здесь же заметим, что в соответствии с доброй традицией всех сектантских движений агни-йога причиной любых несоответствий и противоречий своего учения считает недопонимание последователей и всех тех, кто пытается изучать ее доктрины. Агни-йога всегда права, ошибаться могут быть только ее адепты: «Могут ли Сообщения, научно обоснованные, изменяться и противоречить себе? Конечно, основы непоколебимы, но колебания могут быть в приёмниках. Такие явления несоответствия не следует относить к основам. Не лучше ли поискать причину в своём непонимании? Только расширенное сознание поможет установить ясное понимание, иначе самое ясное понимание, иначе самое ясное письмо может быть перетолковано превратно»289.

Куда же зовут святые отцы? «Так если Отцы Церкви зовут в прошлое, то служители света зовут в будущее»290; «…В христианстве я придерживаюсь веры первых отцов христианства»291. Однако, как видно из данной работы, утверждение Е.И.Рерих о ее христианской вере не соответствует действительности.

«Уничтожить комментарии»? «…я советовала бы вам прочесть замечательные книги «Добротолюбия»292; «Самое практичное было бы уничтожить все комментарии, сделанные после трех веков от ухода Учителя»293. Заметим здесь, что все книги Добротолюбия были написаны «после трех веков от ухода» Иисуса Христа.

Н.К. Рерих и Л.Н. Толстой Среди рериховцев очень распространена история о встрече Льва Толстого с Николаем Рерихом. Познакомимся с ней: «Тревожные мысли одолевали Николая Константиновича до самого Хамовнического переулка в Москве, где стоял дом Толстого. Гостей встретила Софья Андреевна. Пришли гости не с пустыми руками. Стасов привез какие-то книги. Римский-Корсаков – ноты новых произведений. Гинсбург – бронзовую статуэтку Толстого. Рерих – большую фотографию с Гонца». Всем важно было знать мнение Толстого.

Вот появился и он сам. Седой, в широкой светлой блузе, руки за поясом, как на репинском портрете. В фигуре, жестах, словах – убедительность мыслителя и предельно искреннего человека. Начался разговор о музыке, о живописи. Высказывания Льва Николаевича были не лишены парадоксальности, но писатель знал жизнь, знал людей, тонко чувствовал искусство и брал на себя смелость судить по законам собственной совести.

Наступил черед и «Гонцу». Стасов не ошибся, обещая, что Толстой скажет о картине нечто особенное. Действительно, Николай Константинович услышал то, чего еще никто не говорил и чему он сам не умел подобрать слов. Обратясь к автору «Гонца», Лев Николаевич неожиданно проговорил:

Случалось ли в лодке переезжать быстроходную реку? Надо всегда править выше того места, куда вам нужно, иначе снесет. Так и в области нравственных требований надо всегда рулить выше – жизнь все снесет. Пусть ваш гонец высоко руль держит, тогда доплывет!»294. Но существует и иной вариант этой истории: «Интересно также рассказывал Николай Константинович как он по окончании Академии Художеств со Стасовым и Римским-Корсаковым ехали в Москву повидать Льва Толстого. По приезде Толстой поразил Николай Константиновича – какие глупости он говорил об искусстве. «Самый великий художник России Орлов», - говорит. Николай Константинович выразил на лице недоумение. «Как вы знаете? Тот, который написал картину «Секут мужика». Тут Николай Константинович вспомнил эту ужасную картину. Потом, хотя они все и были приглашены провести у Толстого весь день, Николай Константинович не мог выдержать, и отпросился уехать после завтрака. Те же провели у Толстого целый день, и на другой день Стасов ему говорит: «Жаль, что вас вечером не было. Какие глупости он тут говорил, какие глупости! Сцепился с Римским-Корсаковым о музыке и какие глупости говорил». Тут Николай Константинович добавил, что был поражен нечуткостью Толстого по вопросам искусства и, несмотря на его незнание в этой области, такою авторитетностью суждений»295.

Наука «Ни наука, ни искусства, ни религия не искореняют пороков, которые, как оковы человеку. Нужно вспомнить, что и наука, и искусство, и религия способствовали самым диким проявлениям»296; «…наука в разных областях помогает осветить пути эволюции»297; «Современная церковь отвратила нас от Высшего Мира, современная наука приблизит нас к нему»298. Так куда же ведет человечество наука?

29. Темы для размышления

Мы привели немало примеров отличий агни-йоги от христианского вероучения, но их, как уже понял читатель, можно перечислять бесконечно и причина этого проста: агни-йога и христианство антагонистичны друг другу. Ниже мы ограничимся кратким приведением подборки цитат из книг агни-йоги и сопоставлением их смысла с соответствующими выдержками из Священного Писания и Добротолюбия.