Pitanov V.Y.

Случалось ли в лодке переезжать быстроходную реку? Надо всегда править выше того места, куда вам нужно, иначе снесет. Так и в области нравственных требований надо всегда рулить выше – жизнь все снесет. Пусть ваш гонец высоко руль держит, тогда доплывет!»294. Но существует и иной вариант этой истории: «Интересно также рассказывал Николай Константинович как он по окончании Академии Художеств со Стасовым и Римским-Корсаковым ехали в Москву повидать Льва Толстого. По приезде Толстой поразил Николай Константиновича – какие глупости он говорил об искусстве. «Самый великий художник России Орлов», - говорит. Николай Константинович выразил на лице недоумение. «Как вы знаете? Тот, который написал картину «Секут мужика». Тут Николай Константинович вспомнил эту ужасную картину. Потом, хотя они все и были приглашены провести у Толстого весь день, Николай Константинович не мог выдержать, и отпросился уехать после завтрака. Те же провели у Толстого целый день, и на другой день Стасов ему говорит: «Жаль, что вас вечером не было. Какие глупости он тут говорил, какие глупости! Сцепился с Римским-Корсаковым о музыке и какие глупости говорил». Тут Николай Константинович добавил, что был поражен нечуткостью Толстого по вопросам искусства и, несмотря на его незнание в этой области, такою авторитетностью суждений»295.

Наука «Ни наука, ни искусства, ни религия не искореняют пороков, которые, как оковы человеку. Нужно вспомнить, что и наука, и искусство, и религия способствовали самым диким проявлениям»296; «…наука в разных областях помогает осветить пути эволюции»297; «Современная церковь отвратила нас от Высшего Мира, современная наука приблизит нас к нему»298. Так куда же ведет человечество наука?

29. Темы для размышления

Мы привели немало примеров отличий агни-йоги от христианского вероучения, но их, как уже понял читатель, можно перечислять бесконечно и причина этого проста: агни-йога и христианство антагонистичны друг другу. Ниже мы ограничимся кратким приведением подборки цитат из книг агни-йоги и сопоставлением их смысла с соответствующими выдержками из Священного Писания и Добротолюбия.

Смирение «…не нужно пыли смирения…» (Живая Этика. Озарение.3.4.1); «…низложил сильных с престолов, и вознес смиренных…» (Лк.1:52). Но Священное Писание учит: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Прит.3:34; Иак. 4:6). Сборник поучений святых отцов Добротолюбие, авторитет которого признавала Е.И. Рерих, следующим образом говорит о смирении: «…Что побудило Господа нашего Иисуса Христа сложит одежды Свои, препоясать чресла Свои лентием, и, вливши воду в умывальницу (Ин. 13:4 и др.), умыть ноги тех, которые ниже Его, если не то, чтоб научить нас смирению? Да, – его Он изобразил нам примером того, что сделал тогда. И точно, все хотящие быть принятыми в первый чин, не иначе могут этого достигнуть, как смирением; так как в начале то, что свергло с неба, было движение гордости. Итак, если не будет в человеке крайнего смирения, смирения всем сердцем, всем умом, всем духом, всею душою и телом, – то он Царствия Божия не наследит…»299; «…Смирение же состоит в том, чтоб человек считал себя грешником и думал, что он ничего доброго не делает перед Богом, чтоб прилежал молчанию и себя вменял ни во что, чтоб не упорствовал ни перед кем, настаивал на своем слове, чтоб отлагал свою волю, лицо опускал долу, смерть имел перед очами, остерегался лжи, пустых не произносил слов, настоятелю не возражал, терпеливо сносил обиды и нудил себя благодушно переносить всякие притрудности и прискорбности. Постарайся, брат, соблюдать сии правила, чтоб не была бесплодной жизнь твоя»300. Агни-йога не отрицает смирение как понятие, но полностью его переосмысливает, понимая под смирением беспрекословное подчинение вышестоящему иерарху, входящему в иерархию сил «света»; все нижестоящие должны воспринимать волю вышестоящего беспрекословно: «Неправильно думать о смирении Иерарха. Смирение вперед, и приказ назад». (Живая этика. Иерархия. 340). Смирение перед властью.

Был ли Христос в Своих прежних «воплощениях» Моисеем? «…по древнейшим еврейским Писаниям, Мессия в Книге Своих еврейских жизней должен иметь такие воплощения, как Моисей и Соломон»301. Но в Новом Завете читаем: «По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии» (Мф.17:1-4).

Сердце «Видеть глазами сердца; слышать гул мира ушами сердца; прозревать будущее пониманием сердца…» (Живая этика. Сердце.1). В Добротолюбии находим: «…Я не знаю другого падения монаху, кроме того, когда он верит своему сердцу»302.

Прощение «Никто, даже Высочайший Дух не может простить содеянных прегрешений, ибо это противоречило бы закону кармы»303. Но Евангелие и Добротолюбие говорят: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф.6:14-15); «Говорите, что вы грешники, и оплакивайте все, в состоянии нерадения вами наделанное. За это благоволение Господа будет с вами, и будет действовать в вас: ибо он благ, и отпускает грехи всех, обращающихся к Нему, кто бы они не были, так что не помянет об них более»304.

Ленин и коммунизм «Прежнее примитивное деление на касты, на классы и на занятия заменяются сложным различием по светотени. Явление, как очищенный коммунизм, отберет лучшие слои человечества»305; «Можете представить, что в свое время Ленин уже ощутил без малейшего материального основания непреложность нового строения. И невидимые лодочки подвезли провиант к его одинокому кораблю. Монолитность мышления бесстрашия создала Ленину ореол слева и справа….

Видя несовершенство России, можно многое принять ради Ленина, ибо не было другого, кто ради общего блага мог бы принять большую тяготу. Не по близости, но по справедливости, он даже помог делу Будды…

Книги его мы меньше любим, они слишком длинны, и самое ценное в нем в книгах не выражено. Он сам не любил свои книги. Ленин – это действие, но не теория….