Pitanov V.Y.

Оккультисты, пытаясь доказать истинность своих теорий, любят ссылаться на данные физики. Основные идеи, которые при этом они стремятся обосновать, таковы: материя вечна и самосуща, дух – лишь форма материи, человек – лишь частный случай проявления «психической», или «всеначальной», как ее называют в агни-йоге, энергии. Эта энергия лежит в основе всего сущего: весь мир представляет собой в той или иной форме проявление этой «всеначальной» энергии. Вывод следует простой: раз материя вечна и самосуща, значит, нет Бога-Творца. Фактически эта теория ставит перед собой цель подорвать веру в Личного Бога. Но подтверждает ли физика все эти утверждения?

Обычно, стремясь доказать истинность вышеприведенных положений, оккультисты ссылаются на закон сохранения энергии, который гласит: «Для всех видов энергии возможен переход энергии из одного вида в другой, переход энергии от одного тела к другому, но при всех таких переходах общая энергия всех видов остается все время строго постоянной»360. Этот закон отнюдь не утверждает, будто бы энергия вечна, и поэтому в существовании Бога нет никакой необходимости. Его нельзя использовать ни для доказательства существования Бога, ни для опровержения Его существования361. В законе ничего не говорится об источнике происхождения энергии во Вселенной. Фактически он констатирует, что, по мнению современной физики, нельзя отметить появление новых энергий «из ничего». Физики не могут утверждать, что новая энергия не может создаваться или уничтожаться, так как, по сути, это метафизическое заявление, не подтвержденное никакими наблюдениями. И тем более из закона сохранения энергии не следует, что дух – это форма проявления материи.

Оккультисты не любят упоминать о втором начале термодинамики, которое гласит: «Для замкнутой, изолированной системы количество полезной энергии во Вселенной уменьшается»362. Второе начало термодинамики не опровергает закон сохранения энергии, оно его углубляет. Фактически оно вводит понятие энтропии: материя, предоставленная сама себе, стремится к хаосу, к разрушению. Из второго начала термодинамики следует естественный вывод: если энергия во Вселенной уменьшается, то она не может быть вечной. Следующий вывод из этого: у Вселенной было начало, был Творец.

Как правильно сказано в агни-йоге: «Каждая условная, связанная наука причиняет непоправимый вред»363. Идеологическая связанность агни-йоги приносит свои плоды: «Ложная наука препятствует познанию Мироздания»364.

36. Откровение, или как все это начиналось

Главу, посвященную началу появления на свет учения агни-йоги, мы приводим в самом конце книги неслучайно: дело в том, что вывод, который будет сделан нами в конце этой главы, очевиднее всего предстает после рассмотрения учения агни-йоги в целом. Первый контакт с «учителями» Е.И. Рерих365 произошел задолго до начала «космического диктанта» агни-йоги: «Это случилось примерно между 1907 и 1909 годами. Вечером она (Е. Рерих. – В.П.) осталась одна и рано легла спать. Проснулась внезапно от очень яркого света и увидела в своей спальне озаренную ярким сиянием фигуру человека с необыкновенно красивым лицом. Все было насыщенно такими сильными вибрациями, что первой мыслью Елены Ивановны была мысль о смерти. Однако вскоре мысль о смерти отступила, заменилась необычным, ни с чем не сравнимым присутствием Высшей Силы. Так состоялось посещение Учителем Е.И.Рерих»366. Первой мыслью Е.И. Рерих «была мысль о смерти», – как точно эта мысль охарактеризовала того, кто явился ей – «человекоубийца от начала» (Ин.8:44). Как святые отцы рекомендуют поступать, если перед человеком предстает некое видение? «Когда, делая свое дело, увидишь свет или огнь вне или внутри, или лик какой. – Христа, например, - или Ангела, или другого кого, не принимай того, чтоб не потерпеть вреда. И сам от себя не строй воображений, и которые сами строятся, не внимай тем и уму не позволяй напечатлевать их в себе. Ибо все сие, со вне будучи печатлеемо и воображаемо, служит к прельщению души»367.

Первый контакт с «учителем» прошел «благополучно», Е.И. Рерих внутренне приняла явившуюся ей силу. И вот через многие годы эта встреча принесла свои плоды, начался «диктант» учения агни-йоги, которое имело не только личностный источник своего происхождения, но и вполне определенную форму подачи. З.П. Фосдик пишет: «Вечером у нас был дивный сеанс, все главным образом для Книги («Зов» - первая книга учения живой этики. – В.П.). А потом Н.К. (Николай Константинович Рерих. – В.П.) сел писать автоматически, и пришло дивное послание от Мории («махатма», который, как считается, дал агни-йогу. – В.П.), потом – рисунок гробницы, где они все будут делать раскопки. Потом писал Юрий (Юрий Рерих. – В.П.). У него чудно идет карандаш, но очень смешно двигаются пальцы – вот мы и опять хохотали. Вообще вечер прошел среди чудес. Елена Ивановна (Рерих. – В.П.) тоже пробовала368, и у нее получается, но еще слабо»369. Учение агни-йоги начало даваться методом автоматического письма, суть которого сводится к следующему: человек отключает свое сознание и дает возможность духу физически писать посредством его руки. Агни-йога начиналась со спиритических сеансов: «Вечером у нас был дивный сеанс. Велено было вызвать маму (Е.И. Рерих. – В.П.) для видений, и она приехала. После сеанса мы остались сидеть в темноте, и Елена Ивановна рассказала, какие поразительные физические явления сопровождали их первые лондонские сеансы. На головы сидящих падал дождь спичек, монеты, носовые платки, по комнате летали металлические предметы, никогда никого не зацепляя и не причиняя вреда, ковры срывались с места и летали над головами, столик, без прикосновения к нему, сам двигался, всем были даны монеты-талисманы. Сидели они с утра до вечера, до поздней ночи, давалось дивное Учение, рисунки, в общем, было проявление громадной силы. Был у них один сильный сеанс, где им были продемонстрированы разные животные. Они все сидели на диване, в темноте, и слышали, как по комнате прошла собака и била хвостом по полу, прогалопировала лошадь, прошел слон и хоботом дотронулся до шкафа, прошла корова, летали птицы и царапали клювами о вещи, все звуки были поразительно отчетливы»370. Важно заметить, что Рерихи, по их собственному признанию, не могли отказаться от своего контактерства: «Все, что дается, это как через мегафон. Вы получаете и посылаете миру как вашу работу, но если отказываетесь от этого, то мегафон превращается в воронку и все это хлынет на вас же обратно и образует опасность, в большинстве случаев очень серьезную»371.

В учении агни-йоги много говорится о вреде психизма и медиумизма372 как явлений, значительно мешающих «расширению сознания»: «…психизм и медиумизм отвращают человека от высших сфер, ибо тонкое тело настолько насыщается низшими эманациями, что вся сущность меняется»373; «Медиум, истинно, не имеет открытых центров, и психоглаз ему также не доступен в соприкосновении с высшими мирами. Человек ложно понимает силу медиума, и Мы часто скорбим, видя, как люди льнут к физическим явлениям»374. Несмотря на это, утверждается, что основательница теософии была медиумом, причем, именно это обстоятельство послужило одним из главных оснований для ее призвания к «служению»: «Выбор пал на Е.П. Блаватскую ...она была избрана благодаря своему медиумическому дару…»375. Кстати, автоматическое письмо так же является формой медиумической практики, но это почему-то не мешало Рерихам активно к нему прибегать.

Очень своеобразен подход в агни-йоге к пророчествам: «Что есть пророчество? Предуказание определенного сочетания частиц материи. Потому любые пророчества могут быть выполнены, но и испорчены непригодным отношением, совершенно как при химической реакции. Именно это не могут понять люди, хотя вместили значение барометра…»376; «Могут ли пророчества остаться невыполнимыми? Конечно, могут. У Нас целое хранилище упущенных пророчеств. Истинное пророчество предусматривает лучшую комбинацию возможностей, но их можно упустить. Тема об исполнении пророчеств очень глубокая, в ней соединены кооперация и высшее знание духа. Немудрый скажет: «Какая кухня!» Но кухня легко обращается в лабораторию…» (Живая этика. Община. 25). Священное Писание отвергает подобный подход: «Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, - не бойся его» (Втор.18:22).

Православная Церковь учит трезвенному, очень осторожному отношению к видениям, голосам и любым сверхъестественным явлениям, потому что их источником может быть сатана: «Берегись советов злого дьявола, когда придет он в виде правдоречиваго, чтоб прельстить вас и ввести в обман. Хоть бы он пришел к вам в виде Ангела светла, - не верьте ему и не слушайте его: ибо тех, кои верны, он обыкновенно очаровывает привлекательною видимостью истины… Посему Диавол устрояет им видения и призраки и надымает их сердце гордынею; иногда дает им ночью сны, которые исполняются для них днем, чтоб еще в большую погрузить их прелесть. Этого мало: он иногда показывает им свет ночью, так что светлым становится место, где они; и многое такого рода он делает, даже будто знамения. Все это он делает для того, чтобы они относительно его оставались спокойны, думая, что он Ангел, и принимали его. Как скоро они примут его в этом смысле, он низвергает их с высоты, по причине духа гордости, который ими овладевает. Старается держать их в убеждении, что они сделались великими и славными в духе паче многих, и не имеют нужды обращаться к своим отцам и слушать их… Наставления отцов им тяжелы; потому что они уверенны, что сами уже знают все»377; «Многие по глупости своей говорят: мы так же видели Господа Иисуса Христа, как и апостолы; между тем как они состоят в самообольщении и прелести, и очей не имеют, чтоб видеть Господа, как видели Его апостолы…»378; «Чая с Богом быть, никогда не принимай, если что увидишь чувственное или духовное, вне или внутри, хотя бы то был образ Христа, или Ангела, или Святого какого, или бы свет мечтался и печатлелся в уме…Бог не негодует на того, кто тщательно внимает себе, если он из опасения прельщения не примет того, что от Него есть, без вопрошения должного испытания, но паче похваляет его, как мудрого…»379. Итак, если человека посетило видение, то он не должен спешить его принимать: «Вопрос: Что делать, когда бес преобразуется в Ангела света и прельщает человека? Ответ: Для этого человек имеет нужду в большой рассудительности, чтоб добре распознавать различие добра и зла. Итак, не увлекайся скоро по легкомыслию тем, что представляется, но будь тяжел (нескородвижен) и с большим испытанием доброе принимай, а худое отвергай. Всегда должен ты испытывать и рассматривать, а потом верить. Ведай что действа благодати явны, и бес, хотя преобразуется, подавать их не может, именно – ни кротости, ни приветливости, ни смирения, ни ненавидения мира, ни пресечения похоти и страстей, - кои суть действа благодати. Бесовкия же действа суть – надмение, высокоумие, устрашение и всякое зло. По таким действиям можешь распознавать, от Бога ли возсиявший в душе свет или от сатаны…»380; «…прельщаются и те, которые видят свет телесными очами своими, обоняют благовония обонянием своим, слышать гласы ушами своими и подобное. Некоторые из таких взбесновались и в безумии ходят с места на место. Другие прельстились, приняв диавола, преобразившегося и явившегося им в виде Ангела света, а они того не распознали и остались неисправимыми до конца, не хотя слышать совета ни от какого брата. Иные из таких сами себя лишили жизни, быв подвигнуты на то диаволом; иные бросились в пропасть; иные удавились. И кто может пересказать разныя прелести, какими прельщает их диавол, когда они неисчислимы?»381.

Одним из главных признаков бесовского видения или пророчества является несоответствие того учения, которое дается, Божественному Откровению: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал.1:8); «Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: «пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им», - то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо [чрез] [сие] искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей» (Втор.13:1-3). Ветхий Завет призывал поступать с такими лжепророками следующим образом: «…а пророка того или сновидца того должно предать смерти за то, что он уговаривал вас отступить от Господа, Бога вашего, выведшего вас из земли Египетской и избавившего тебя из дома рабства, желая совратить тебя с пути, по которому заповедал тебе идти Господь, Бог твой; и [так] истреби зло из среды себя» (Втор.13:5).