Питанов В.Ю.-ЭЗОТЕРИЗМ КАК ПУТЬ К РАСИЗМУ-Содержание-Введение-1. Мы и наши авторитеты-2. Эклектика как излюбленная

Эклектика не была изобретена Е.П. Блаватской или Рерихами, а появилась задолго до их рождения27.

Эклектике свойственны: 1) пренебрежение логическими связями положений, объединяемых в одну систему; 2) подмена объективно значимых способов обоснования теми, которые имеют лишь субъективную убедительность; 3) широкое применение многозначных и неточных понятий; 4) ошибки в определениях и классификациях28. Рассмотрим, как указанные выше свойства проявляются в эзотеризме, а также какими приемами пользуются эзотерики в полемике со своими оппонентами.

1) Пренебрежение логическими связями положений, объединяемых в одну систему

Е.П. Блаватская утверждала: «Теософия — это Божественное Знание или Наука…»29. Эта формулировка странна уже сама по себе. Наука не является «Божественным Знанием». Под термином «наука» принято понимать область человеческого знания, имеющую определенные характеристики: «Наука – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире…Наука ставит своей целью выявить законы, в соответствии с которыми объекты могут преобразовываться в человеческой деятельности… Предметный и объективный способ рассмотрения мира, характерный для науки, отличает ее от других способов познания, в частности от искусства… Ей нужна особая практика, с помощью которой проверяется истинность ее знаний. Такой практикой становится научный эксперимент…»30. Если теософия - наука, значит, истинность ее знаний экспериментально проверяема. Однако ученик Елены Рерих, Клизовский, пишет: «Существуют истины высшего порядка, которые обыкновенным, экспериментальным путем доказаны быть не могут… К числу истин, которые не даются пониманию интеллекта, принадлежит так же учение о перевоплощении…»31. Подобные истины, не доказуемые экспериментальным путем, не входят в сферу научного рассмотрения, они относятся к области веры, религии. Теософия, называя себя наукой, подменяет понятия. Науке приписываются несвойственные ей области исследования. Целью этих действий является придание большего авторитета своим утверждениям, в логике такой прием называется «необоснованная ссылка на авторитет»32. Теософы пытаются претендовать на научный авторитет, но, приписывая себе научность, теософия остается религиозным учением.

Отсутствие логического мышления у учителей эзотеризма можно видеть на примере высказывания Е.П. Блаватской: «Но теософия, как вы говорите, не является религией? … Конечно, нет, ибо она — суть всех религий и абсолютной истины, одна капля которой является основой каждого вероучения»33. Капля воды имеет ту же природу, что и океан воды, как можно быть сутью всех религий и при этом не являться религией? Это все равно, что сказать: Адам был прародителем всего человечества, но человеком не был.

2) Подмена объективно значимых способов обоснования теми, которые имеют лишь субъективную убедительность

Одним из основных трудов в мире эзотеризма, который оказывает сильнейшее влияние на формирование мировоззрения всех последователей эзотерики, является «Тайная Доктрина» Е.П. Блаватской. О первоисточнике «Тайной Доктрины» Е.П. Блаватская писала: «Архаический манускрипт – коллекция пальмовых листов, приведенных особым, неизвестным науке, способом в состояние непроницаемости для воды, огня и воздуха – лежит перед глазами пишущей эти строки (Е.П. Блаватской. – В.П.), … книга эта была написана на Сензарском языке – тайном священном языке – со слов Божественных Существ,…часть эзотерических доктрин основана на Станцах, являющихся рекордами народа, неизвестного этнологии»34. Суть всей цитаты можно свести к следующему: есть некие «пальмовые листы», на которых начертаны «тайные знания», эти листы никто не видел, кроме Е.П. Блаватской, народ, записавший эти «тайные знания», по словам той же Е.П. Блаватской, науке не известен. Даже язык, на котором сей труд создан, помимо Е.П. Блаватской и мифических махатм, никто не знает. Предвидя, что читатели не воспримут всерьез предложение поверить в существование такой книги, Е.П. Блаватская начинает заранее защищаться. Каким образом она это делает? Е.П. Блаватская уделяет немало внимания вопросу, почему нужно сохранять от непосвященных эзотерические «знания». Далее она «доказывает», что ее будут преследовать за публикацию данного труда, создавая себе тем самым ореол «мученицы», гонимой за «правду», клеймит позором «невежд»-востоковедов и т.д. Как видим, Е.П. Блаватская приводит чрезвычайно «весомые» аргументы для подтверждения истинности учения, изложенного ею в «Тайной Доктрине». Однако самым простым способом было бы просто предъявить общественности ту книгу, в существовании которой она всех хочет убедить. Впрочем, по словам Е.П. Блаватской, отсутствие у современных ученых возможности познакомиться с архаическим манускриптом Дзиан представляет собой «…большой ущерб для них (ученых. – В.П.), кто следует в своих изысканиях предписанным методам официальной науки (из этой фразы становится очевидно, что теософия такими методами не пользуется. – В.П.), но для учеников Оккультизма и для всех истинных оккультистов (т.е. тех, кто слепо верит всем словам Блаватской. - В.П.) это не имеет большого значения (выделено нами. - В.П.)»35. Вывод, следуемый из этого утверждения, прост: наука заканчивается там, где она начинает противоречить словам Е.П. Блаватской; если наука, разбирая аргументацию эзотериков, утверждает ее несостоятельность, то это доказывает «глупость» ученых, а не ложность эзотерического учения. Однако аргументация, которую Е.П. Блаватская использует для своей защиты, несостоятельна. Ее полемические приемы представляют собой софизмы. Напомним читателям, что софизмами называют умышленные ошибки в аргументации36. Софизмами также называют и сами рассуждения, в которых содержатся такие ошибки. Софизм используется не с целью поиска и доказательства истины, а с целью ее подмены ловкой риторикой, таким образом, софизм представляет собой форму сознательной манипуляции людьми. То, что эзотеризм не имеет никакого отношения к науке, видно также и из слов ученицы Е.П. Блаватской Анни Безант: «Ученость – это совокупность фактов, это суждение и выводы, основанные на них, а мудрость есть квинтэссенция всего, что душа вынесла из этих опытов. В Девакане37 душа и претворяет опыт в мудрость»38. Какая наука занимается исследованием души в «девакане», где вузы, занимающиеся сим благим делом?

Не только теософы, но и другие эзотерики активно стремятся прикрепить к своим псевдонаучным учениям авторитет науки, например Елена Рерих писала: «До сих пор считалось, что астрология39 – прежде всего наука будущего. Но, конечно, астрология как наука в руках современных ее адептов еще не на высоте. Даже здесь, в Индии, нет уже хороших астрологов. Астрохимия есть наука ближайшего будущего»40. Если астрология - наука, то в каких академических учебных заведениях ее изучают? Подчеркнем: не в оккультных, а в общепризнанных вузах. Если этого нет, то не было бы справедливым, принимая во внимание этот факт, не называть наукой то, что ею не является?

3) Широкое применение многозначных и неточных понятий

Все эзотерики постоянно говорят о любви, добре, свете, гармонии, свободе. Но все эти понятия очень многозначны и их можно употреблять в совершенно разных, порой взаимоисключающих смыслах. Попытка Е.П. Блаватской мистифицировать своих последователей видна из следующего ее утверждения: «…существует различие между теоретическим и практическим Сокровенным учением, или тем, что известно как Теософия, с одной стороны, - и оккультной наукой с другой»41. Далее Е.П. Блаватская утверждает, что теософом может стать любой, кто разделяет их взгляды на мир и склонен к метафизике, а по поводу оккультизма она пишет, что им может заниматься только тот, кто готов свою жизнь подчинить особой дисциплине и практике. Из всех этих рассуждений следует, что теософия - это подготовительная школа «тайной науки», а оккультизм есть, так сказать, ее «аспирантура». Но далее в той же книге мы можем прочитать, например, такое заявление: «…большинство … верующих (включая многих теософов) не имеют определенного представления о природе Сокровенного Учения, и смешивают его с оккультными науками в целом, включая черную магию»42. Но ведь из этого логически следует, что оккультизм - это плохо. Нетрудно догадаться, что в сознании теософов после прочтения литературы, не имеющей четких разделений между понятиями, формируется понятийная неразбериха. Подобный прием, кстати, очень удобен для мистификации: всегда можно заявить, что ваш оппонент вас неправильно понял. При этом, ни один эзотерик не задастся вопросом: может быть, проще было бы четко определять понятия и не создавать почвы для их недопонимания и возможности неоднозначных толкований.

4) Ошибки в определениях и классификациях

То же определение науки в теософии, о котором мы уже говорили выше, совершенно не совпадет с общепринятым. Подобные искажения в определениях приводит к неправильной классификации как понятий собственного учения, так и общеизвестных. Если теософ использует слово «наука» или любое другое понятие, вкладывая в него сугубо теософский смысл, но при этом осознавая, что окружающие придерживаются совершенно иного понимания того же термина, то не является ли это с его стороны обманом?

Эзотерики не гнушаются применением некорректных приемов при ведении полемики с любыми оппонентами и, в частности, с христианами. Рассмотрим, каковы эти приемы.