Питанов В.Ю.-ГРАНИ ОККУЛЬТИЗМА: -ОТ ГЕРМЕТИЗМА ДО МАГИИ -И ЭКСТРАСЕНСОРИКИ-Содержание-Введение-1. Оккультизм, или

Каково имя той силы, к которой оккультисты обращаются? «Немногим лучше известны столь существенные для оккультизма детали универсальной силы, движущей и оживляющей все существующее, от малейшего атома булыжника, заключающегося в глубине наших полей, до солнц и туманностей наших небес; эта сила одними называется «Душой мира» или «нетленным Огнем», «Дыханием жизни»; другими – «Природой созидающей», «Светом сотворенным, одушевляющим», «Вторичной причиной», «Руахом», а также «Люцифером», «Сатаной» (выделено нами. – В.П.) и многими другими именами»52. Заметим, что, по мнению одних оккультистов, «оккультизм не разделяет воззрения церкви на природу дьявола и злых духов и называет этим именем астрал и некоторых его обитателей…»53, более того, «…дьявол сам по себе не существует, а является лишь отрицанием божества…»54. Но при этом другие оккультисты, например Рерихи, утверждали существование сатаны как личности, в частности, в «Живой этике» сказано: «Не может быть договора с сатаною. Может быть лишь рабство у сатаны. Умолить сатану нельзя…»55. Оставим подобные противоречия разных оккультных школ на совести их создателей.

Как оккультизм относится к науке? «Наука пытается повсюду установить причинную связь, оккультизм – аналогическую»56. Как видим, сами оккультисты признают, что их подход к познанию мира отличается от научного57. Отрицание логических законов, без которых никакая научная деятельность в принципе невозможна58, также не позволяет нам считать оккультизм научной дисциплиной.

Как оккультизм относится к христианству59? На этот вопрос очень хорошо ответила Е.П. Блаватская: «… великий пророк-медиум (Моисей. – В.П.) выдал близкий ему дух, гневного «Иегову» за дух самого Бога, и тем обрел незаслуженные венки и почести»60. Подобное отношение к Священному Писанию, равно как и полное противоречие оккультного учения вероучению Христианской Церкви, по мнению автора, позволяет утверждать, что между христианством и оккультизмом нет ничего общего.

Итак, оккультизм изучает мир духов с целью войти с ними в контакт и получить «тайные знания», которые позволят оккультисту управлять природой. Оккультизм изучает материю, имя которой сатана, хотя некоторые оккультные школы не признают сатану личностью. Бог для духовного самосовершенствования оккультистам не нужен. Священник Николай Карасев пишет: «Христианство расценивает оккультизм как особого рода извращенную религию или, точнее, антирелигию, корни которой уходят в глубины ада и главнейшая цель которой – превратить человека в духовного раба древнего змия, которого почитают оккультисты, но которого отвергает христианство как диавола и сатану»61. Оккультизм способствует62 развитию высокомерия, властолюбия, непримиримости, ревности и иных пороков, что является губительным для нравственного здоровья человека. Оккультизм не имеет никакого отношения к науке и христианской религии. Учение оккультизма имеет внутренние противоречия, а также противоречит законам логики. Никаких доказательств истинности утверждаемых оккультистами идей нет и быть не может, так как оккультизм базируется на личном опыте собственных учителей63.

2. Герметизм: от мифов к реальности

Одного из самых известных основоположников оккультизма называют Гермесом Трисмегистом, т.е. «трижды величайшим»64. Многие оккультисты уверены в том, что в Древнем Египте жил человек по имени Гермес Трисмегист, «великий посвященный», подробности жизни которого утеряны65. Герметисты считают, что после смерти Гермес был обожествлен и вошел в число древнеегипетских богов под именем бога Тота66. Тот67 – божество Луны, письма. В одном из египетских текстов рассказывалось, что Тот в облике ибиса переносил души умерших в загробное царство Дуат, а также являлся защитником умерших в Дуате. В период Нового царства (с 1552 по 1170 г. до Р.Х.) он стал божеством магии и чародейства.

Современные герметисты утверждают: «… египтяне обожествляли Гермеса и возвели его в пантеон своих Богов под именем Тота»68. Даже если предположить, что такой человек действительно когда-нибудь существовал, он никак не мог зваться «Гермесом», так как божество Тот появилось в египетской религии уже в додинастическую эпоху, т.е. примерно до 3000 года до Р.Х. В то время Греции и эллинизма как культуры еще не существовало. Имя «Гермес» - греческое, откуда оно могло появиться в то время? Эллинизм получил широкое распространение только после завоевательных походов Александра Македонского, а это IV век до Р.Х.

Оккультисты считают, что учение Гермеса Трисмегиста изложено в книгах так называемого «герметического корпуса». Но современные ученые установили, что герметическая литература появилась только в «эллинистический период истории Египта… Ни расшифрованные с XIX века древнеегипетские тексты, ни даже каталоги древнеегипетских храмовых библиотек не содержат ничего схожего с книгами т.н. «герметического корпуса»…»69. Одни из первых70 герметических книг - «Асклепий» и Герметический свод, - вероятно, были написаны в период между 100 и 300 годами от Р.Х. Самая знаменитая книга «герметического корпуса», так называемая «Изумрудная скрижаль», в которой излагаются основные оккультные законы, впервые была опубликована71 в Нюрнберге в 1541 году. Ученые, исследовавшие текст «Изумрудной скрижали», пришли к выводу, что она была создана в средневековой период72. Исследования текстов «герметического корпуса» показало, что все они были написаны на древнегреческом языке, а не переводились с египетского. Это видно из той игры греческими словами, которую использовали авторы73. Сами же герметические книги по своему содержанию представляют собой профанированную смесь платонизма со стоицизмом74.

Каким образом современные герметические учителя подтверждают свое право на традиционность? Например, в одной из книг, претендующих на раскрытие герметической философии, «Кибалион»75, стоит скромная подпись - «трое посвященных»76. При этом никаких подтверждений «посвященности» ее авторов в герметическую традицию77 нет. Для сравнения: в буддизме78 анонимность преемственности невозможна. Лама79 вне традиции - это не лама. Огромное значение преемственности учения придают так же индуисты80. Духовный учитель индуизма, пребывающий вне традиции, не пользуется авторитетом. Когда же мы знакомимся с герметическими книгами, то не находим никаких подтверждений преемственности герметических учителей. Фактически, последователям герметизма приходится верить своим учителям на слово в том, что они имеют к герметизму хоть какое-то отношение, а не являются обыкновенными мистификаторами.

Познакомимся с современным изложением герметического учения. Оккультисты пишут: «… мы пользуемся термином «герметический» в значении «секретный», «тайный», «закрытый настолько, что ничто не может выйти»…. Это вследствие того факта, что последователи Гермеса всегда соблюдали принцип умения держать втайне свои учения»81. К сожалению, современные герметисты не поясняют, каким образом таинственность их учения согласуется с тем, что «тайная» литература продается в каждом книжном магазине.

В книге «Кибалион» утверждается, что в основе герметизма лежат семь основных принципов. Рассмотрим их по порядку.

Первый принцип - принцип ментализма. Краткое его определение формулируется так: «Все есть мысль»82, т.е. вся вселенная есть мысль. Мысль есть форма энергии. Энергия тождественна духу. Материя - это форма «сгущенной» энергии, дух - «разжиженной». Таким образом, материя, энергия, дух – синонимы.