Kniga Nr1342

эмоционалы

Американский психолог Стивен Хассен выделил четыре психологических профиля сектантов111. Тех, кого в секте привлекла возможность получить новые знания, сокрытые от «непосвященных», условно можно называть «мыслители». Тех, кто искал дружеского общения – «эмоционалы». Тех, кто стремился творить, активно бороться со злом, спасать человечество, обличать порок – «деятели». Есть и те, кто нуждается в тихой гавани веры и абсолютных ответов на все вопросы – «верующие». В сектах каждому человеку предлагают то, что он ищет.

Психология знает такое понятие, как «субличность»112; субличности – это скрытые в нашем сознании идеальные образы своего «я». Например, ребенок играет в героя, сражаясь с игрушечными врагами, юноши мечтают найти способ преодолеть все зло мира, найти великую идею, которой можно было бы посвятить всю свою жизнь. Идеалист, духовный последователь, воин и герой – вот те подсознательные идеалы, которые секта эксплуатирует в человеке. Свидетели Иеговы, раздавая свои журналы «Сторожевая башня», считают, что тем самым они спасают людей. Множество мунитов бесплатно работают по всему миру, собирая деньги на свою организацию и безбедное существование ее руководства: их цель спасти мир, они считают себя борцами со злом. Какая секта не объявляет, что в ней можно найти абсолютную истину? Общаясь с сектантами, помните, они творят зло, но искренне считают, что делают добро. Если Вы считаете, что существует угроза вовлечения близкого Вам человека в секту, то, зная о существовании таких субличностей, попытайтесь помочь Вашему близкому реализовывать их в созидательном русле, чтобы на этих благих устремлениях не начала паразитировать какая-либо секта.

– Мыслители

Когда мыслителей спрашивают о причинах их присоединения к культу, они чаще всего отвечают, что нашли в нем истину и получили ответы на все жизненно важные вопросы, что на них произвели впечатление научные конференции, проводившиеся группой с участием чуть ли не нобелевских лауреатов, что их привлекла такая цель религиозной доктрины, как соединение науки и религии и т.д. Общаясь с мыслителем, нужно показать относительность авторитета и научности секты, выяснить те критерии истинности учения, которые он применил к вероучительным положениям секты, поинтересоваться, на основании каких выводов он пришел к мысли об истинности данного учения. Могут ли быть другие критерии истины? Использовал ли он оригинальные источники информации? Проверял ли он информацию об истории и деятельности секты, которую сама секта предоставляет своим адептам? Могут ли его суждения быть предвзяты, и как он относится к возможности критики организации, в которой состоит?

– Верующие

Верующим свойственны ярко выраженные духовные устремления. Они настроены на религиозные и духовные переживания и стремятся только к ним. Верующие часто вовлекаются в культы потому, что переживают нечто, воспринимаемое ими как послание Божие. В сущности, покинуть секту они могут только пережив более сильное духовное впечатление. Если сектант говорит: «Я вступил в эту группу потому, что мне велел Бог», попытайтесь выведать у него детальное описание того, как и когда он получил «послание от Бога», а также узнать, в чем оно состояло. Расскажите о собственном духовном пути. Покажите, что духовные переживания возможны и за пределами секты.

– Деятели