Kniga Nr1342

Общаясь с сектантом, который занимается оккультными или восточными практиками, обратите его внимание на то, что в сектах отсутствует учение о прелести. Познакомьте с ним сектанта. Сектант может проводить параллели между практикой чтения Иисусовой молитвы, умным деланием и чтением мантр. Что такое мантра? Мантра – это «текст, произнесение которого, а нередко и твержение вполголоса или почти беззвучное бормотание многие тысячи раз считается производящим особые результаты, магические или духовные»135. Существуют различные виды мантр: например, есть мантры, цель которых – разрушение136, есть мантры, цель которых – исцеление болезней137, мантры существуют практически на все случаи жизни, более того, есть мантры, которые являются именами злых духов138. При чтение мантр часто рекомендуется доводить себя до психологической экзальтации. Докажите сектанту, что проводить параллели между чтением Ииусовой молитвы и мантрами неуместно139. Во-первых, принципиально отличаются цели практики, различны представления о Боге. Во-вторых, в сектах огромное внимание уделяется форме практики, главенствует магический подход: соблюдение формы практики означает достижение цели. «Спасает» мантра, правильно читаемая. В Православии важна искренность молитвы, искренность обращающегося к Богу, степень личного покаянного чувства. Согласно учению Православной Церкви, спасение не является результатом механического выполнения какой-либо практики, оно есть результат синергии (соработничества) Бога и человека, дела Искупления, совершенного Спасителем, и собственных усилий христианина, направленных на усвоение плодов Искупления. Обратите внимание сектантов на то, что в Православии запрещены все формы визуализации во время молитвы.

В связи с рассматриваемой нами темой приведем следующую рекомендацию Патриарха Великой Антиохии и всего Востока Игнатий IV: «…Православным ответом (на практику восточных медитаций. – В.П.)… должно стать новое обретение и актуализация великого духовного наследства исихазма. Исихазму известны технические приемы, подобные азиатским, которые являются средством освобождения от «страстей», очищения ума от помыслов», соединения ума и сердца; при этом используются различные телесные позы и физиологические ритмы, например дыхания. Но если индуистский аскет погружается и постепенно растворяется в светоносной бездне «Я», отождествляемого с абсолютом, исихастский аскет обнаруживает, что свет этот исходит из личностного источника – бесконечно близкого и вместе с тем неприступного…Медитация не замыкается на себя самое, но становится молитвой, то есть «разговором», отношением…»140. В восточных и оккультных сектах стремятся принизить значение догматов, выдвинув на первое место практику. Но любая практика вытекает из догмата. Догмат ее формирует и помогает интерпретировать духовный опыт. Это все нужно стремится донести сектанту141.

4.8. Лжепророчества

Лидеры сект, претендуя на обладание харизматическими дарами, в том числе и на дар пророчества, активно лжепророчествуют. В частности, знамениты этим «Свидетели Иеговы», которые «назначали» конец света на 1914, 1918, 1925, 1975 года142. Присутствуют лжепророчества и в других сектах. Здесь мы не будем рассматривать богословский аспект этой проблемы, а снова остановимся на психологической стороне вопроса.

Для сектантов, а особенно их лидеров, характерно высокомерие по отношению к внешнему миру. Элитаризм имеет корни в их мировоззренческих установках, которые закладываются сектой. «Пророчества» позволяют подтверждать «богоизбранность» лидера секты и тем самым создают рычаг мощнейшего психологического прессинга на рядового адепта секты: «Ты критикуешь не лидера секты, ты критикуешь Бога», «Правила нашей организации даны Самим Богом» и т.д. Это очень мощный прием для манипуляции сознанием рядовых членов секты, который необходимо учитывать при работе с сектантами. Хорошим способом разрушения зависимости человека от секты может служить разоблачение в его глазах истинности харизматических «даров». Но делать это нужно осторожно. Ниже мы приводим один из способов разоблачения лжепророчеств секты «Свидетелей Иеговы»143. Внесены небольшие коррективы, информация разбита нами на ряд последовательных шагов и обобщена, чтобы ее можно было использовать, действуя не только против названной секты.

1. Верю ли я в Бога, и если верю, то почему? Верующий человек при общении с сектантом демонстрирует, как вера влияет на его жизнь. Неверующий рассказывает о том, что вера, несомненно, является конструктивным жизненным шагом на пути человека, и он уважительно относится к верующим людям. Неверующий человек должен показать, что такие человеческие качества, как честность, доброта, уважение к ближнему для него важны, и он стремится активно воплощать их в своей жизни. Верующий человек рассказывает о том, как он жил до встречи с Богом, что подвигло его стать христианином и что изменилось в его жизни после этого. Сектанту необходимо продемонстрировать, что человек вне секты тоже может жить духовной жизнью.

2. Договоритесь продолжить встречи с сектантом. Для этого можно воспользоваться следующими предлогами: Вам интересно с ним общаться, он интересный человек, Вам интересно понять его отношение к жизни и т.д. Назначайте встречи на конкретное время.

3. Разоблачая лжепророчества, от сектанта сначала нужно получить признание, что организация или ее лидер принципиально способны пророчествовать. Лучше для этого использовать материалы самой секты (если есть, то их литературу или хотя бы ксерокопию их материалов), но не используйте для этого критическую литературу о секте даже в том случае, если подобные материалы в ней приведены, так как это оттолкнет от Вас сектанта. Во многих сектах критическую литературу об их организации считают духовной порнографией, а тех, кто ее пишет и распространяет, – служителями дьявола.

4. Обязательно поинтересуйтесь: каковы критерии истинности пророчества? Напомните Вашему собеседнику, что в Библии говорится о том, что истинное пророчество всегда исполняется144, а также то, что истинное пророчество обязательно должно соответствовать библейскому учению о Боге145. Спросите, можно ли признать боговдохновенными те пророчества, которые не исполнились? После признания факта пророческого дара организации или лидера секты предоставьте материалы секты, где приводятся лжепророчества, сделанные ранее.

5. Поинтересуйтесь, почему эти пророчества не исполнились и вернитесь к обсуждению вопроса о критериях истинности пророчеств. Стремитесь, чтобы выводы человек делал сам. Старайтесь направлять общий ход беседы, не делая выводов за Вашего собеседника.

Однако данная методика может и не принести ожидаемого Вами результата. Причиной этого не всегда является некомпетентность миссионера или промахи в применении описанной выше методики. Часто сектант сам осознает нелогичность своих поступков, но все же их совершает. Почему так происходит? Социальная психология называет этот феномен «когнитивным консерватизмом» (от лат. cogito – мыслить): как отмечают исследователи, люди могут держаться за свое мнение даже тогда, когда информация, лежащая в основе этого мнения, полностью дискредитирована (иногда даже тем самым человеком, который ранее ее предоставил). Современные психологи отмечают: «Это… люди с реальными проблемами (речь идет о сектантах. – В.П.); и они отчаянно хотели разрешить свои проблемы. Они поверили, что…(секта. – В.П.)…поможет найти выход. Мой же друг показал, что теория, на которую они так надеялись, ложная. Паника! Что-то надо было сделать немедленно, прежде чем логика возьмет свое и снова оставит их без надежды. Необходимо было быстро возвести стены, чтобы укрыться за ними от доводов рассудка. И не имеет значения, что крепость, которая строится, похожа на карточный домик…»146.