Kniga Nr1342

4. Культ исповеди: разрушение границ личности, предписание делиться и признаваться в любой мысли, чувстве или действии, которые можно заподозрить в несоответствии групповым правилам. Полученная при этом информация не прощается и не забывается, а запоминается или документируется для дальнейшего использования в целях контроля. В ортодоксальном христианстве существует таинство Покаяния, в сектах же практикуют некую пародию на него. Информация, которую человек сообщает о себе, активно применяется для оказания на него давления, выработки у него чувства вины. В случае выхода из секты эта информация иногда используется для запугивания бывшего последователя с целью скрыть правду о покинутой им организации.

5. Священная наука: вера в абсолютную научную и нравственную истинность групповой догмы, что не оставляет места для каких бы то ни было вопросов или альтернативных точек зрения. Только позиция руководства секты, ее точка зрения является правильной во всех вопросах.

6. «Передергивание» языка: стремление к ограничению мышления членов группы черно-белыми «мыслепрерывающими» клише, понятными только для посвященных. Тот, кто контролирует язык человека, – контролирует его мышление. В сектах часто создается свой собственный язык, активно изобретаются новые понятия, в результате чего образуется своеобразный «профессиональный» сектантский жаргон. Человека приучают не только говорить на нем, но и думать. Но ведь слова – это, прежде всего, смысловые понятия, за ними – их содержание. Язык ученого отличается от языка грузчика, язык завсегдатаев ночных клубов отличается от языка любителей филармонии. При общении это очевидно, и разница не в словах, а в жизненных ценностях. Изменяя язык, руководство секты влияет на систему жизненных ценностей своего адепта. Также с помощью этого приема его отделяют от несектантского сообщества. Научившись мыслить на языке секты, человек вскоре замечает, что за ее пределами его не понимают, он начинает ощущать дискомфорт при общении с внешним миром и идет туда, где его поймут, где с ним говорят на одном языке, т.е. в секту. В сектах часто используют общеупотребительную лексику в новом ее истолковании. Например, храм для православного человека – дом Божий, а для Свидетеля Иеговы – дом сатаны. Теперь представим, что Вы приглашаете иеговиста в церковь. Как Вы думаете, какую реакцию могут вызвать ваши слова? Как показывает опыт, даже бывшие члены этой организации испытывают страх перед Церковью, что достигается, в том числе, и с помощью загруженной лексики.

7. Доктрина выше личности: навязывание верований группы в противовес опыту, сознанию и целостности личности. В секте не подразумевается снисхождение учения к человеку, наоборот, человек должен подстроиться и полностью реализовывать учение на практике.

8. Разделение существования: вера в то, что члены группы имеют право на существование, а всяческие критики, диссиденты и «расстриги» – не имеют. В секте всех, кто не является ее членами, в лучшем случае считают невеждами, а чаще – просто рабами тьмы, дьявола. На всех, кто не состоит в секте, смотрят «сверху вниз». Потому члены секты не способны к построению равноправного и равноуважительного сотрудничества.

– Приемы манипуляции

Процесс вербовки начинается с привлечения внимания: «У Вас есть проблемы? У Вас очень серьезные проблемы! Никто кроме нас не может Вам помочь их решить!» «Общество несовершенно? Оно идет к погибели! Мы знаем путь к спасению. Мы спасем Вас!». Бывший сайентолог Джон Атак пишет: «Первая ступень вербовки – сосредоточить внимание человека на самых проблемных для него моментах жизни («катастрофа»). Гипнотерапевты называют это «эмоциональным принуждением». Любая сильная эмоция подавляет критическое мышление»98.

Психика человека достаточно тонка и не любит прессинга. Негативная информация о личных свойствах человека, к тому же поданная нетактично, без учета личностных особенностей человека, приносит свои пагубные плоды: «Сообщать человеку, … что у него есть личностные проблемы (не зная, есть ли у него желание, время, деньги для устранения проблем …), значит наносить психическую травму обследуемому. Внушение необходимости пройти цикл семинаров, убеждение в том, что это единственно надежный путь решения проблем, формирует психологическую зависимость, является формой манипуляции сознанием. Психологическая зависимость ослабляет способность личности нести ответственность за себя, свои решения и поступки, мыслить самостоятельно, ограничивает адаптивный потенциал личности»99.