Питанов В.Ю.-ЛЖЕГУРУ СУМИРАН-Россия в начале девяностых годов теперь уже прошлого века стала частью духовного

Родился будущий гуру2 в Воронеже в 1969 году. Сумиран закончил Воронежский Государственный Университет по специальности ядерная физика и Воронежский Педагогический Университет по специальности психология. Более о его жизни ничего не известно, поскольку Сумиран на своём сайте ничего о ней не рассказывает. Известно, что он увлекался ушу, на сайте об этом сказано так: «Swami Dharma Sumiran - инструктор и судья Воронежской областной федерации УШУ, серебряный призер чемпионата России по УШУ 1990 г., серебряный призер первого чемпионата СССР по УШУ 1990 г.». Сумиран утверждает, что учился у некоего Камала, который, в свою очередь, был учеником Раджниша. Полтора года Сумиран путешествовал по Индии и Непалу, посещая различные монастыри, ашрамы и храмы индуизма и буддизма. Себя Сумиран считает мастером «традиции Адвайта Веданты». Сумиран утверждает, что, кроме посещения индуистских и буддийских храмов, он заходил в мечети и суфийские дурги Турции, Египта и Таиланда. Познакомимся поподробнее с его духовным путём.

Сумиран начал свои духовные искания с ушу. В интервью, опубликованном на его сайте, он рассказывает следующее: «…сначала был этап Востока, восточного подхода. Года два я всем этим занимался, и был очень интересный момент, я почувствовал, что все эти красивые, восточные концепции не помогают мне в моей обычной жизни. То есть был очень сильный разрыв между религией, мистикой и моей жизнью. Я не знал, как это увязать. Были идеи, я с ними соглашался, но на событийном уровне я понял, что я не знаю, как себя вести, что делать». Далее, Сумиран начинает заниматься психологией и получает образование психолога. Он так освещает этот момент свой жизни в интервью: «…я пришел к психологии уже после того, как я прикоснулся к религии, к мистике, именно потому, что я увидел, что это не работает во мне, я еще не готов соединить это с жизнью. А психология дала мне определенную опору, то, что можно "пощупать", делать, и я достаточно серьезно ее изучал, Очень много тренингов проходил, закончил институт, на базе высшего еще одно высшее по психологии получил». В дальнейшем психология отходит для Сумирана на второй план: «Потом, через какое-то время, мне удалось соединить мистику с жизнью, но к тому времени уже какие-то годы прошли. Я смог увязать идеи Лао-цзы, идеи Будды, христианские идеи с моей жизнью3; не стало разрыва. И тогда психология отошла на второй план. Хотя я ее продолжаю знать, использовать, но уже как прикладную науку4». Интересно отметить, что Сумиран не имел никакого опыта христианской жизни, что впрочем, не помешало ему «увязать идеи Лао-цзы, идеи Будды, христианские идеи» со своей жизнью. Но об этом мы ещё поразмышляем далее. В своём интервью Сумиран упоминает некие личные мистические переживания: «Я пробовал в разных направлениях, и пить тоже, многое было исследовано. Просто было понято, что это не работает. Наверное у меня была определенная внутренняя предрасположенность к психологии, эзотерике. Кроме того, в возрасте двадцати одного, двадцати двух лет у меня были определенные мистические опыты, которые не были связаны с моими какими-то значительными целевыми усилиями». Далее Сумиран рассказывает, что он никак не мог осмыслить свой мистический опыт: «…Я на протяжении полугода получал совершенно потрясающий опыт, который я совершенно не мог осмыслить, понять в то время… Это сбило мою фиксацию, мою точку сборки колоссальным образом, потому что тогда я получал опыт, который обычному человеку просто даже представить нельзя… Это было как благословение, и когда это ушло, я уже знал, ради чего я занимаюсь». Итак, в возрасте двадцати одного-двадцати двух лет Сумиран получает некие мистические переживания, ради получения которых он не прилагал никаких усилий5, которые он не мог осмыслить в момент их получения и которые сильнейшим образом повлияли на его жизнь. Сумиран так рассказывает о своих переживаниях: «Я не знаю, почему, откуда это пришло, почему ко мне. И периодически, на протяжении моей жизни эти подарки приходят. Это то, что нельзя сделать самому, это то, что может быть дано тебе только Богом6. Это приходит без усилия, это приходит внезапно, это случается, когда ты не ждешь. Эти опыты, идут в моей жизни красной нитью с разной периодичностью, и я тут, конечно, благодарен существованию». Интересно отметить, что от самого Сумирана, для получения данного и последующих мистических опытов особых усилий не требовалось: «Это мой опыт, и я ощущаю полноту жизни. Причем просто сидя на диване, проживаю, может быть, то, что люди проживают, когда путешествуют где-нибудь, на Эверест залезают. Мне достаточно сидеть на диване, это дешево, экономично, не требует никаких усилий, средств. Если идти внутрь себя, можно попасть в потрясающе красивые пространства».

Обратимся к тем идеям, что популяризирует Сумиран среди своих последователей. Прежде всего, в интервью среди авторитетных для себя людей он упоминает: Гурджиева, Раджниша, Кастанеду, Кришнамурти. Вот некоторые из рекомендованных его ученикам для чтения авторов: Ошо (Бхагван Шри Раджниш), Шри Рамана Махарши, Рамакришна Парамахамса, Джиду Кришнамурти, Георгий Гурджиев, Свами Рама "Жизнь среди гималайских йогов", Чогьям Трунгпа, Друкпа Кюнга Легпа, Намкай Норбу Ринпоче, Мейстер Экхарт, Лао Цзы и есть даже один автор христианин, это - Дионисий Ареопагит. Сумиран рекомендует начинать свой духовный поиск с эзотерики и литературы по психологии7: «Начать можно с чтения литературы. Сейчас существуют очень неплохие книги по психологии, очень неплохие книги по эзотерике…». Он призывает к синтезу психологии и эзотерики: «Сейчас постепенно наиболее открытые психологи8 изучают Восточные учения9, пытаются соединить психологию и мистику, это здорово».

Когда Сумирану задаётся вопрос, как правильно выбрать духовного учителя, он отвечает так: «Практически нет способа выбрать, руководствуясь какой-то инструкцией. В Воронеже на группе мы этот вопрос обсуждали с ребятами, он стоял немножко по-другому - как найти своего Мастера. Что, в принципе, одно и то же - потому что если ты нашел Мастера, то он тебе подскажет. Как найти Мастера, как найти свой путь? На мой взгляд, выход здесь только один - это двигаться в медитацию, становиться глубже самому, и автоматически будет возрастать интуиция к более правильным людям, приходить понимание своего пути. Это может прийти только через собственный рост, собственную медитацию».

Интуиция для Сумирана находится на первом месте и является главнейшим источником в его духовной жизни: «Однажды я увидел, что иногда некоторые ответы приходят ко мне не из логического анализа ситуации, которую я хочу решить, а из тишины. То есть я просто садился, старался быть тихим, и решения приходили. Приходили из ниоткуда, и меня это сначала потрясало, потому что вся логика западного человека сводится к тому, что я должен рассуждать, чтобы прийти к решению. Когда я читал это в книгах, я с этим соглашался. Но когда это переживаешь впервые, это потрясает, потому что это твое личное переживание. … И последние годы я живу через такое мироощущение, то есть я принимаю решения просто из внутренней тишины, из внутренней пустоты, из осознанности10».

Сумиран отвергает авторитет Священного Писания, при этом не только Библию, но и священные для всех религий книги. В частности он учит: «Нельзя попадать под власть авторитета книг11. Пусть это написано в Ведах, пусть это написано в Библии - что у Бога была идея. Мы должны быть невинны, чисты. Мы должны спросить: откуда взялась эта мысль, что у Бога была идея?12 Не были ли люди, писавшие эти книги, сами обусловлены?13 Не были ли они неграмотны в психологическом отношении?14 Не проецировали ли они свое мироощущения на развитие Вселенной?15 Может быть, Вселенная играет, может быть нет, мне кажется, что попытка ответить на этот вопрос просто концептуально – абсурдна».

Сумиран верит в карму, считает, что все религии ведут к одному Богу. «Но живые люди, которые несут это качество просветленного сознания, которое нес Христос, Будда, Лао-цзы…»; «Я смог увязать идеи Лао-цзы, идеи Будды, христианские идеи с моей жизнью; не стало разрыва»; «Мне хотелось бы надеяться, что человечество и духовные школы найдут какую-то интеграцию… потому что, на мой взгляд, их объединяет одна цель».

Сумиран отвергает индивидуальное бытие, и если христианство утверждает что человеческая личность вечна, то у Сумирана это не так. «Искатель: «Значит индивидуальной жизни нет?» Сумиран: «Да. Бытие общее, оно одно на всех. А индивидуальный фактор - это просто формы регистрации, то, что мы видим, то, что мы воспринимаем. Наложение индивидуальной формы регистрации на общее бытие создает иллюзию индивидуального бытия».

Учение о смерти также не отличается особой оригинальностью и фактически полностью соответствует современной эзотерике: «…после смерти физического тела через какое-то время происходит распад эмоционального тела и потом ментального тела. То есть та личность, которой человек себя считал, - если он считал себя личностью, действительно умирает. Никакого переселения личности не происходит. Часть записей о жизни человека остается на еще более тонком теле, которое называют "каузальное тело", или "причинно-следственное тело". Это тело - вид тонкой энергии, которая со временем может формировать вокруг себя более грубую оболочку, или воплощаться в более грубые оболочки. Здесь мы подходим к процессу перерождения. Это похоже на перебрасывание информации с одной дискетки на другую. Поэтому если мы рассматриваем человека как этот тонкий вид энергии, то можно сказать, что человек после смерти перевоплощается».

Сумиран учит, что природа первоисточника реальности непостижима, можно лишь указать, что он существует: «На Востоке говорят, что мы можем только указать на этот первоисточник, что он существует. Но он не имеет атрибутов. Поэтому говорить о нем больше невозможно. Единственное, что можно сказать, - что за пределами реальности, за пределами сознания есть нечто, из которого это сознание возникло… этот Первоисточник можно познать, только став им, он не является воспринимаемым или переживаемым объектом. Первое переживание, возникающее из этого первоисточника - это чувство Бытия, "Я есть". В контексте нашей беседы это чувство Бытия мы называем реальностью».

Учение Сумирана о Боге. Бог бесформен: «Мистик в какой-то момент теряет интерес к формам. Он начинает желать познать то, что не имеет формы. Это можно назвать Богом, Истиной, Нирваной». Сумиран учит типичному пантеистическому монизму16, что неудивительно, учитывая, что он провозглашает себя последователем адвайта-веданты. «…Войти в материю, как в себя. Но входя в материю, как в себя, я уже не чувствую себя связанным материей, т.к. я одномоментно осознаю Видящего. Зная тело как себя, я одновременно осознаю, что Видящий - тоже я. И тот, кто через тело действует – тоже я…». Сумиран пытается передать свои богословские спекуляции через христианские термины, при этом нужно отметить, делает это безосновательно. По сути, он обманывает своих учеников, ведь если бы он сначала объяснил, какой смысл в данные термины вкладывают христиане, а потом доказал бы, что этот смысл неверен, тогда его ещё можно было бы послушать. Однако этого нет, по сути, он свои фантазии выдаёт за христианство, совершенно не оговаривая тот факт, что это не христианство, а мнение Сумирана о христианстве! «…троичность: Видящий, видимое и процесс наблюдения, – это Бог-Отец, Бог-Сын и Святой Дух, а Абсолют называют Богом Единым или Богом Безымянным. Есть выражение «Бог любит Троицу». Христианские мистики говорили, что этот Бог не имеет имени, но поскольку на него надо указать, мы будем называть это Богом Безымянным. Это То, что проявляет себя через Отца, Сына и Святого Духа».

Сумиран о Пресвятой Троице: «И вот христианская Троица: Отец, Сын, Святой Дух. Иисус говорил от лица Сознания. Он говорил: "Я Сын Божий" от лица Сознания, он говорил "Царствие Божие внутри вас". Смотрите, что это значит: Сын Божий - это Сознание, это "я есмь", Святой Дух - это творение. Дух - это шакти, энергия, движение, это все, что воспринимается в поле самоосознавания, в поле Творца, в поле "я есть", это Святой Дух. Отец, то что Иисус назвал Отцом, - это Источник, это то, из чего возникло Сознание, которое потом создало творение. Или, более точно, из Источника одномоментно возникло сознание и творение. То есть Отец порождает Сына и Святого Духа, это источник Сына и Святого Духа. Троица христианская так раскрывается17. И когда Сын говорит: "Царствие Божье внутри вас", он имеет в виду вас, как Сыновей Божьих, как Сознание, то есть внутри сознания находится Царствие Божье. Не вы находитесь, как тело, внутри Царствия Божьего, а Царствие Божье находится внутри вас в том смысле, что вы являетесь Сознанием, которое содержит в себе весь объем воспринимаемых объектов, и в этом смысле Царствие Божье находится внутри вас. Но он говорит о том, что "Я Сын Божий", то есть Сознание - это еще не Бог Отец, это еще не Источник, это то, что проявлено из Источника. В эзотерическом христианстве Бог Отец и Первопричина - это одно. Отец - это То, что предшествует и Сознанию и творению, и Творцу и творению».

Сумиран о Христе: «Христос – это символ бытийного уровня, символ Любви. Есть знаковые фигуры, которые высвечивают какой-то слой. Но человек может в себе объединить все слои».

Сумиран о смысле жизни: «Нет смысла жизни, как некоторой цели, целеполагания. Единственный смысл или цель, которую, я думаю, можно было бы заявить, - это познать себя, познать свою истинную природу, познать Бога в себе. Это, на мой взгляд, достойная цель, достойный смысл жизни. Если это произошло, то тогда все остальное вторично, оно уже не имеет какого-то смыслового аспекта. Человек просто проживает жизнь, он отыгрывает свою роль, которая соответствует его судьбе или его карме, как говорят на Востоке».