Kniga Nr1353

Но хотя они так пишут, говорит Рид, делают они наоборот. Например, лидеры Сторожевой Башни сначала учили, что высшие власти в Рим. 13:1 - это земные правители. Потом они провозгласили это толкование ложным и объявили, что высшие власти - Бог и Христос. А через несколько лет они снова провозгласили, что высшие власти - это земные правители.

То же самое произошло с толкованием Матф. 11:23 о жителях города Содом. Раза три или четыре Сторожевая Башня меняла толкование. То она провозглашала, что они воскреснут в Тысячелетнем Царстве, то провозглашала, что нет. Однако в справочнике для сотрудников вожди культа назвали эти противоречивые толкования "поправками" или "уточнениями".

На основании всех этих данных, к теории нового света можно применить выражение, что он "то погаснет, то потухнет". В нём вовсе нет Божьего света. Наоборот, в нём только тьма и заблуждение. Давид Рид заканчивает свой комментарий ссылкой на Ефес. 4:14. В этом стихе Ап. Павел говорит о людях, которые увлекаются "всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения". Рид считает вождей Сторожевой Башни лукавыми обольстителями.

Комментарий Джеймса Пентона, также бывшего иеговиста

Второй комментарий принадлежит Джеймсу Пентону, написавшему книгу "Апокалипсис задержан". По его свидетельству, он был иеговистом четвёртого поколения до "отобщения" в 1981 году. Когда он писал эту книгу, он занимал положение профессора истории и религиозных исследований в Летбриджском университете. Теорию "нового света" Пентон называет не так, как называет её Сторожевая Башня, а более объективно, - "учением прогрессивного откровения".

Пентон пишет, что эта доктрина основана на неправильном применении стиха в Прит. 4:18. Сторожевая Башня никогда не давала этому стиху чёткое определение, оставив его значение умышленно туманным. Обычно эта теория представляется, как прогрессивное понимание Библии вождями организации иеговистов с помощью их разума, исследований и руководства святого духа, которое нельзя объяснить (иеговисты Святой Дух пишут с маленькой буквы, Н.П.). Иногда эта доктрина принимает характер непосредственных откровений, подобно тем откровениям, на которые претендует главный пророк мормонов. Отсутствие ясного определения этой доктрины, по мнению Пентона, служит на руку руководству Сторожевой Башни.

Когда они делали догматическое провозглашение какой-то доктрины, как, например, какой-нибудь будущей эсхатологической даты, они часто заявляли, что у них есть доказательство или точное знание, данное путём откровения, по-видимому, святым духом, действующим через них, как через канал Божий. Но, когда их предсказания оказывались неверными, как это становилось очевидным вновь и вновь, тогда авторы Сторожевой Башни обращались к концепции, что прогрессивное откровение может просто обозначать повышенное знание, которое, конечно, может быть ошибочным, обычно в отношении к некоторым деталям. На самом же деле, сознательно или несознательно, идея прогрессивного откровения часто использовалась обществом свидетелей Иеговы, как игра в невидимую одежду. То, что это было так, можно ясно продемонстрировать тем, как Общество на деле использовало эту концепцию в течение многих лет, особенно в отношении пророческих теорий.

Нужно заметить, что все события, ожидаемые Расселлом, Рутерфордом и, по их примеру, вообще всеми их последователями, не исполнились. Этот факт заставил Общество переистолковать свои эсхатологические ожидания на новый лад. Таким образом, значение одних дат изменилось, а о других, которые невозможно было изменить, Сторожевая Башня просто молчит, несмотря на то, что раньше эти даты были для неё важными.

Джеймс Пентон пишет, что сам Расселл не смотрел на себя, как на пророка, которому была полностью открыта истина. Он считал себя, как и Вильям Миллер, исследователем пророческих событий, который может ошибиться в попытках определить время последних событий в мире. По этой причине, пишет Пентон в своей книге, Расселл признал свою ошибку, что касается первоначального толкования пророческого значения 1914 года.

Всё это выглядело бы безобидно, если бы не следующий факт, на который дальше обращает внимание Джеймс Пентон:

Но есть другая сторона в отношении свидетелей Иеговы к хронологии и пророческому теоризированию. В самом деле, это было бы либо серьёзной ошибкой, либо довольно нечестной аргументацией (если бы мы заявили, Н.П.), что умеренное недогматическое отношение, о котором мы только что сказали выше, преобладало у свидетелей Иеговы или у их лидеров все эти годы. Говоря в общем, положение после смерти пастора Расселла было таково: Общество Сторожевой Башни вело себя крайне доктринарно, когда оно придерживалось какой-то позиции, будь то в отношении пророческого теоризирования, или по другим вопросам. Однако, впоследствии, когда становилось ясно, что какая-то доктрина несостоятельна, оно прибегало к извинению, (говоря) что лидеры Сторожевой Башни не являются непогрешимыми и (что они) должны продвигаться вперёд одновременно со светом.