Kniga Nr1353

Александрийский Собор в 362 году подвел итоги всей предшествующей работе богословской мысли по раскрытию учения о Троице, решил или серьезно затронул главные вопросы, последующие события в развитии церковного учения… Одним из важнейших предметов соборной деятельности был вопрос о смысле терминов. Идя навстречу слабым лицам, желающим принять Никейский символ, но смущавшихся его выражениями omoousios, ousia, upostasis. Собор устанавливает значение их. Для многих выражение "три ипостаси" казалось подозрительным, как не содержащееся в Священном Писании.

Но употреблявшие это выражение убедили присутствовавших, что они веруют во Святую Троицу, знают Троицу не по имени только, но истинно сущую и пребывающую, не именуют трех богов, или три начала, но единое Божество и единое Начало. Не меньше недоумений возбуждали и те, которые именовали Божество одною ипостасью. Последние в объяснение сказали, что они не по Савеллию мудрствуют, а называют Божество единою ипостасью, думая то же сказать, что "единое Божество", что "Божество одно и естество одно".

И действительно, обвиняемые, что именуют три ипостаси, стали в этом согласны с последними, а утверждающие одну сущность и сами одобрили мнение первых в том виде, как объяснили они оное.

Яснее говоря, на Александрийском Соборе защитники Никейского символа веры убедили тех, кто находился под влиянием арианства и савеллианства, что вера в самостоятельные ипостаси или лица Отца, Сына и Святого Духа единой Святой Троицы не означает веру в трех богов. Троица едина, и у нее есть одна сущность. Каждое из Лиц - упостасис - Божества единосущно - омоусиос - двум другим Лицам. Некоторые из подпавших под влияние арианства боялись, что, признав три личности Божества, они должны будут исповедовать существование трех богов вместо Единого. Поэтому они говорили, что у Бога только одно Лицо. Однако, в конце концов, они поняли, что вера в три Божественные личности - Отца, Сына и Духа Святого - не обозначает веру в трех богов, потому что Отец и Сын, и Дух Святой имеют единую Божественную сущность или одно Божественное естество. Естественно, что в доказательство этого защитники Никейского символа ссылались не на собственные идеи, но на учение апостолов Христа и на Слово Божие. Только по этой причине они смогли убедить сомневающихся в правильности учения о Святой Троице.

Как мы неоднократно говорили выше, Второй Вселенский Собор произошел в 381 году. Он подтвердил учение Никейского символа веры о Христе и разъяснил учение о Личности и Божестве Духа Святого. Данный символ веры называется Никео-Цареградским, потому что Собор происходил в Константинополе, городе цезаря (или царя) Римской империи.

Другие аспекты учения о Христе в истории ранней Церкви

Общество Сторожевой Башни учит, что как созданный Бог, ЛогосХристос до Своего рождения на земле был также архангелом Михаилом.

Когда Он родился, то перестал быть архангелом и в полном смысле слова стал таким человеком, каким был Адам до грехопадения. По учению Сторожевой Башни, после распятия и смерти на столбе (а не на кресте!), Христос не воскресал физически. Для последователей культа вообще не важно, что произошло с телом Господа. Важно то, по мнению свидетелей Иеговы, что Христос воскрес духовно и опять стал архангелом Михаилом.

Их учение о Христе не во всем сходится с учением Ария, которого они одобряют. Арий не учил, что до Своего воплощения Христос был архангелом Михаилом, а после смерти воскрес только духовно и опять стал им.

Что касается того, кем был Христос на земле, Арий учил, что Сын БожийЛогос при рождении человеческого тела вошел и занял в нем место человеческого духа. Он продолжал оставаться Богом-Логосом, будучи в теле на земле. Души и духа человеческих в этом теле не было. Согласно Арию, Христос не обладал человеческой природой, кроме физической оболочки.

В противоположность ему, Сторожевая Башня учит, что Христос на земле был не Богом или Богочеловеком, а только человеком, но без греха.