Kniga Nr1353

У пророка Исаии есть выражения, которые дают представление о Боге, как о Троице. Мы читаем тройственное провозглашение Его святости: "Свят, свят, свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его" (6:3). Затем в различных выражениях этого пророка мы видим признаки Новозаветного учения о Триедином Боге: "И почиет на Нем Дух Господень" (11:2); "Вот Отрок Мой, которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя, положу дух (можно перевести с большой буквы Дух) Мой на него, и возвестит народам суд" (42:1). "Я, Я сказал, и призвал его; Я привел его, и путь его будет благоуспешен. Приступите ко Мне, слушайте это: Я и сначала говорил не тайно; с того времени, как это происходит, Я был там; и ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его" (48:16). И еще: "Дух Господа на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим" (61:1). Это место Ветхого Завета Господь Иисус применил к Своему земному служению, как мы читаем в Лук. 4:18-19.

И, в заключение, мы находим у пророка Исаии: "Во всякой скорби их Он не оставляет их, и Ангел лица Его спасал их. Но они возмутились и огорчили Святого Духа Его" (63:9). Слова Он, Я, Дух, Господь, Ангел лица Его в разных сочетаниях и падежах подразумевают отдельные лица Бога Отца, Сына и Духа Святого. В Ветхозаветные времена Бог Отец, Сын и Дух Святой действовали в отношении людей, но было известны, как единый Бог израильского народа.

В особом видении Исаия услышал троекратное провозглашение святости Божией: "Свят, свят, свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!", а потом он услышал призыв Бога, Который говорил о Себе во множественном числе: "И услышал я голос Говорящего: кого Мне послать? И кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня: (Ис. 6:3, 8).

Новый Завет и учение о Святой Троице

Когда же мы обращаемся к Новому Завету, в Нем единственность Божества остается в согласии с Ветхим Заветом, однако откровение относительно отдельных лиц Святой Троицы становится явным. Следует сказать, конечно, что для людей, склонных всё рассматривать с точки зрения сложения (т.е. один + один, и ещё + один), трудно понять, в чем дело. По этой причине, как мы говорили, в истории Церкви были монархисты модалистического и динамистического направлений, ариане и другие, которые уклонялись в одну и в другую сторону. Хотя в Новом Завете мы не находим слово "Троица", однако там даны многие данные, которые обосновывают учение о Святой Троице.

Стихи Нового Завета, указывающие на Св. Троицу

В Новом Завете мы находим много выражений, которые повествуют о Святой Троице. Объявляя деве Марии весть о рождении Христа, ангел Божий упоминает все три Личности Божества: "Дух Святой найдет на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим" (Лук. 1:35). При крещении Иисуса открываются личности Триединого Бога: "Иисус крестившись, молился - отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес (глас Отца, Н.П.), глаголющий: Ты Сын Мой возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!" (Лук. 3:21-22).