Kniga Nr1353

Символом этого типа смерти есть слово ад. Для свидетелей Иеговы слова ад и могила обозначают то же самое. В ад идут все умирающие первым типом смерти: праведники и грешники... Те, кто идет в ад, будут воскрешены. Ад для свидетелей Иеговы обозначает временную смерть.

Второй тип смерти - это смерть, после которой человек никогда не будет воскрешен. Эта смерть, по учению Сторожевой Башни, символизируется выражениями геена огненная, печь огненная и озеро огненное. Говоря буквально, гееной была долина Енномова возле Иерусалима. В нее сбрасывали всякого рода нечистые отбросы, которые постоянно горели.

Вожди Сторожевой Башни отвергли это значение и сделали геену символом второго типа смерти, после которой для некоторых людей не будет воскресения. Геена, в их понимании, это такая смерть, после которой в наказание, как например, за хулу на Духа Святого (у иеговистов, духа святого) или за другие ужасные преступления, Бог не воскресит человека в Тысячелетнем Царстве, как Он воскресит остальных людей. Поэтому праведные люди и обычные грешники после смерти временно находятся в аду (т.е. могиле), а большие грешники идут в геену, т.е. умирают, и на этом конец.

Но Сторожевая Башня в данном случае не права. Хотя её вожди пробуют доказать, что пример Христа в Лук. 16:19-31 о богаче и бедном Лазаре не нужно принимать как действительность, а только как символ, но, на самом деле, это действительность. Ни в какой притче Христос не называл кого-либо его личным именем. В этом же случае он назвал нищего его именем Лазарь. Это один фактор. Кроме того, нельзя считать, что некоторые притчи Христа не были буквальными случаями жизни. Поэтому правильно понимать рассказ о богаче и Лазаре, как реальное событие. В нем показывается, что ад не могила, а место сознательного пребывания после смерти.

Что касается геены огненной, то в Новом Завете она не символ смерти без возможности воскресения, а символ вечных мук. Огонь в долине Енномовой не потухал, а всегда горел, потому что туда всегда поступали отбросы. Поэтому это стало символом вечных мук, а не просто смерти, и на этом конец. В Откр. 20:10 написано: "А диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков".

Представления иеговистов о событиях после грехопадения

Своеобразны также некоторые толкования культа свидетелей Иеговы событий после грехопадения Адама и Евы. Это особенно касается времени Ноя и потопа (Быт. 6:1-7; Иуд. 6). Руководители культа учат, что падшие ангелы, став демонами, сотворили себе человекоподобные тела и сошли на землю. Они брали в жены дочерей человеческих и рождали детей, выраставших испoлинами. Все это крайне развратило народы.

В наказание Бог послал на землю потоп и истребил всех грешников, включая злых исполинов. Однако падшие ангелы не умерли, потому что они были духами-личностями. Они должны были вернуться на небо, оставив на земле человеческие тела, которые, по всей вероятности, тоже погибли.

За совращение рода человеческого Бог наказал этих падших ангелов особенным образом. Он сковал их узами адского мрака. По учению вождей Сторожевой Башни, это означает, что Бог отнял у падших ангелов способность воплощаться в человекоподобные тела в дальнейшем, хотя они этого очень хотели. С того времени, оставаясь в других отношениях свободными, падшие ангелы с участием диавола обольщают всю Вселенную.

Здесь мы видим много спекулятивного мышления руководителей культа.

Особенно это касается возвращения падших ангелов на небо без человекоподобных тел и наказание их адским мраком, что обозначает для свидетелей Иеговы отнятие только способности воплощаться в человекоподобные тела, а в другом отношении быть свободными. Слово Божье говорит об этих событиях, но не дает таких деталей.