Kniga Nr1353

Согласно апостолу Павлу, как он написал об этом в 8-ой главе 1-го Послания к Коринфянам, зрелый христианин живет в свободе Христовой и знает, что идол есть ничто (ст. 4) и что пища не приближает верующего к Богу и не отдаляет от Него (ст. 8). Такой христианин может без вреда для своей совести есть идоложертвенную пищу, так как он знает, что она не бывает нечистой сама по себе.

Однако для христианина немощного в вере положение выглядит не так. Он ещё подвержен суеверным представлениям прошлой жизни и соблазняется, когда видит, как зрелый христианин вкушает идоложертвенную пищу. Он может настолько соблазниться, что может отказаться от веры в Христа и погибнуть. По этой причине зрелый христианин должен вести себя ответственно и не уязвлять совесть своего немощного брата по вере.

Ап. Павел предупреждает: "Берегитесь однако же, чтобы эта свобода не послужила соблазном для немощных" (ст. 9). Немощными в данном случае были новообращенные из язычников, которые на первых порах духовной жизни не были свободны от признания идолов за реальные божества (ст. 7).

Многие обращенные к Христу евреи во времена раннехристианской Церкви были немощными в другом отношении. Для них ритуальные и образные повеления в Ветхом Завете продолжали иметь силу. Когда христиане из язычников употребляли в пищу кровь, удавленину или идоложертвенное, для них это было большим соблазном. Они не могли свободно участвовать с ними в одних и тех же христианских богослужениях, и апостолы повелели бывшим язычникам воздерживаться от того, что соблазняет евреев-христиан.

Так понимали и понимают многие толкователи Слова Божья решение апостолов во время Иерусалимского собора по поводу крови. Первый президент Общества Сторожевой Башни, Чарльз Расселл, заимствовал это понятие от таких протестантских толкователей. Но, если бы даже толкователи не были правы, то нельзя доказать, что переливание крови одного человеческого тела в другое, равномерно тому, чтобы есть или пить кровь.

Для примера возьмем сегодняшних ортодоксальных евреев. По повелению Ветхого Завета и предписанию раввинов они могут есть только кошерное мясо. Это мясо называется таковым по нескольким причинам. Вопервых, оно должно быть мясом чистого животного. Во-вторых, это должно быть мяса такого животного, которое зарезано предписанным раввинами образом. И, в-третьих, кровь животного должна полностью вытечь после того, как животное было зарезано. Кроме других повелений религиозные евреи соблюдают повеление не употреблять в пищу кровь животных.

Однако, когда касается хирургических операций и переливания человеческой крови для лечения или спасения жизни, ортодоксальные евреи ничего не имеют против того, чтобы в их вены вливали кровь других людей или принимать собственную кровь после того, как она была ими дана для хранения на случай необходимости во время операции.

Поэтому возникает вопрос, кто лучше понимает Ветхозаветный запрет об употреблении крови в пищу, - ортодоксальные евреи, имеющие религиозные, национальные и исторические связи с Ветхим Заветом, или лидеры культа свидетелей Иеговы, которые решили, что переливание крови смертный грех? Притом они решили это в 1945 году, много лет после того, как их культ появился на свет. Если современные евреи, которые до сих пор держатся Ветхого Завета, не видят никакого греха в переливании крови, то как могут лидеры Сторожевой Башни доказать, что оно равносильно употреблению крови в пищу и поэтому грех? Вполне понятно, что лидеры культа трактуют этот вопрос неправильно к большому вреду для своих последователей.

Нужно иметь в виду, что в Ветхом Завете кровь животных имела особое значение. Господь сказал израильтянам: "Я назначил её вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает" (Лев. 17:11). Так было с самого начала. Люди приносили животных в жертву, и их кровь имела такое символическое значение. По этой причине нельзя было есть кровь, но дать ей вытечь из тела животного. В Новом Завете принесение животных за грех и пролитие их крови пришло к концу. Символ этого акта исполнился в искупительной жертве Христа. Поэтому запрет, который был связан с символическим значением крови, исполнил своё значение. Для некоторых может быть неясно, нужно ли продолжать держаться запрета. Известно, что ряд запретов Ветхого Завета, особенно в вопросе пищи, перестали быть обязательными.

Как бы то ни было, Ветхозаветный запрет не имел в виду медицинское переливание крови одного человека в другого. Кровь человека тоже была ценна, и её нельзя было проливать. Но под пролитием крови человека обозначалось преступное убийство человека, т.е. незаконное лишение его жизни. А это совсем не то, что происходит при переливании крови. Дающий кровь не страдает от того, что он это делает. Наоборот, он помогает сохранить здоровье и жизнь другому человеку. А это очень благое дело, которое необходимо совершать ради любви к своему ближнему.

Во-вторых, запрет крови сопровождался запретом употреблять в пищу "тук" или жир животных. Если бы руководители Сторожевой Башни были последовательны, они бы запретили членам своей организации употреблять в пищу также жир животных. В Лев. 3:17 мы читаем: "Это постановление вечное в роды ваши, во всех жилищах ваших; никакого тука (т.е. жира) и никакой крови не ешьте". И ещё в Лев. 7:23 мы читаем: "Скажи сынам Израилевым: никакого тука ни из вола, ни из овцы, ни из козла не ешьте". Однако, по словам Давида Рида, который в свое время был членом культа:

Свидетели Иеговы, которые тщательно избегают употребление пищи, содержащую кровь, совсем не возражают против того, чтобы употреблять в пищу жир.

Если свидетели Иеговы скажут, что в Ветхом Завете существовал запрет и крови, и жира, а в Новом Завете запрещена лишь кровь, то на это мы ответим, что в Новом Завете Христос вообще сказал: "Ничто входящее в человека извне, не может осквернить человека, но что исходит из него" (Марк 7:15), а Ап. Павел подтвердил это, говоря: "Я знаю и уверен в Господе Иисуса, что нет ничего в самом себе нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто" (Рим. 14:14).

На этом основании мы можем сказать, что запрет употребления крови в Деяниях был связан с присутствием в общинах христиан-евреев. Мы читаем, что Павел поступал так, чтобы не соблазнять евреев: "Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев" (1 Кор. 9:20). Хотя в Послании к Галатам он доказывает, что христианам нет необходимости соблюдать обрезание. Однако, в Деян.16:3 читаем, что он сам обрезал Тимофея "ради Иудеев".