Sergey Putilov

Иерусалим – город свершившихся пророчеств об Иисусе

С Елеонской горы открывается прекрасная панорама Иерусалима – святого города для представителей трех мировых религий: христианства, иудаизма и ислама. Здесь суждено было свершиться чаяниям пророков о Сыне Божием Иисусе. Путешествуя по Иерусалиму, мы посещаем места, связанные с последними днями земной жизни Иисуса Христа. Поднимаемся на Сион, где Господь совершил с учениками последнюю трапезу и установил таинство Евхаристии. Молимся в Гефсиманском саду - там, где Иисус молился до кровавого пота, и где Он был взят воинами. Проходим по Крестному пути - той дороге, которой Христос шел к месту Своего распятия - Голгофе. Следуя за апостолами, восходим на Елеонскую гору, откуда Воскресший Христос вознесся на небо.

Уже при внешнем осмотре столицы удивляешься невообразимому смешению эпох, культур и стилей. Слева – каменные руины времен Соломонова (Сулейманова) храма. Правее видны два серых купола церкви Воскресения эпохи крестоносцев. Плоские крыши синагог соседствуют с шатрами церквей и стройными как кипарисы мечетями. Среди массива жилых кварталов в обрамлении деревьев «священного сада» - «Харам аш Шариф» на Храмовой горе возвышается огромная золотая сфера. Она покоится на отливающем смальтой голубом восьмиугольнике. Это мечеть Омара или «Купол Скалы», самый величественный монумент Иерусалима и Ближнего Востока. Раньше здесь стоял не менее впечатляющий Соломонов храм, в котором проповедовали ветхозаветные пророки, предвозвещая пришествие в мир Исы бен Мариам Сына Божия. Старый город-крепость нависает над покрытой оливковыми деревьями и древними надгробиями долиной Иосафата, местом Страшного суда.

Мирные кварталы опоясаны зубчатой крепостной стеной с черными бойницами, сложенной из могучих известняковых блоков. Это постарались турки-османы, правившие Палестиной добрых четыре сотни лет. За ними сокрыто сердце Иерусалима - Старый город. Этот сравнительно небольшой участок территории, где, на мощеных булыжником улицах, соседствуют густонаселенных квартала: мусульманский, христианский, армянский и еврейский.

Подобно хамелеону Иерусалим умеет менять свой цвет. Днем он обычный – бурый с серым, а вот вечером, на закате вдруг становится опалово - розовым. Дело в том, что основным строительным материалом здесь исстари был местный камень, добываемый в окрестностях города - так называемый «иерусалимский камень». Это редкая разновидность известняка. При шлифовке он становится на ощупь и внешним видом похож на сыр, а когда его используют в виде строительного материала, то сделанные из «иерусалимского камня» дома в лучах заходящего солнца приобретают изумительный розоватый оттенок. Вот и сегодняшним февральским вечером, раскинувшийся на холмах под прозрачным небом город горит огнем, словно отражение небесного Иерусалима.

Последнему, ведь надлежит когда-то спустится с солнечной выси на землю! «И я, Иоанн, увидел святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего… Стена его построена из ясписа, а город был чистое золото. А двенадцать ворот – двенадцать жемчужин», - пишет автор Апокалипсиса.

By the way, in the time of Christ, Jerusalem, according to Josephus, had exactly twelve gates. Now, however, only seven of them remain. Such is the multifaceted spiritual heart of mankind. "Jerusalem is the navel of the earth," wrote the Arab geographer of the tenth century Ibn al-Faqih, "Paradise will be transferred to Jerusalem, and the gates of heaven will be opened over Jerusalem. Whoever prayed in Jerusalem seemed to have prayed in heaven. One prayer in Jerusalem is better than a thousand prayers elsewhere. God forgives the one who came to Jerusalem; He is freed from his sins. Whoever has visited Jerusalem will enter paradise. All the prophets visited Jerusalem and were touched. Whoever fasted in Jerusalem for one day is delivered from hell. If anyone comes to Jerusalem to ask God to grant him what he needs, he will not have time to ask before he will receive what he asks for." If you do not believe that Jerusalem is the "navel of the Earth", then go to the famous Church of the Resurrection – there is a sculpture depicting this part of the body. What made it such a center?

Isaac's sacrifices are a prototype of Christ's death on the cross

The book of al-Taurat (Torah, Old Testament in the Bible) says that many centuries ago, long before the foundation of Jerusalem, by God's command, the founder of monotheism, Abraham (Ibrahim), came here with his son Isaac (Ishaq) to offer sacrifice. On this site, known since time immemorial as the Temple Mount, on which the majestic Temple of Solomon (Suleiman) stood in ancient times, there is now a mosque that the Arabs call "Qubbat as Sahra" (Dome of the Rock). It was built by the conqueror of Jerusalem, Caliph Omar. Therefore, the structure is often called the "Mosque of Omar". A golden dome topped with a crescent moon dominates the city. Recently, the mosque was restored. The manufacture of its dome - the "calling card" of the city took 80 kilograms of pure gold, equivalent to 1.5 million dollars. The plan, it must be said, was a success. The octagonal building of the mosque, on which the domed hemisphere rests, is lined with blue tiles, so that in sunny weather the structure sparkles in the sun with gold and heavenly blue.

Inside the mosque, in the midst of luxury, azure, gilding, marble and decorations, a huge shapeless stone sticks out of the ground - a piece of rough rock, with a crack in the middle. The Jews call it "Even ha-Shtia", that is, "the Cornerstone of the World", and the Arabs call it "al Sahra", the Rock. It was on it that the Lord perched the whole world on the third day of creation. The common ancestor of the Jews and Arabs, Abraham (Ibrahim), brought his son to the stone in order to slaughter him according to the word of God, but at the last moment the Lord stopped his hand and Isaac survived. This served as a prototype of the future sacrifice on the cross of the Lamb of God – Jesus.