Sergey Putilov

«Я готов дискутировать вопрос об истинной вере, каковой без сомнения является только ислам. Но наш дальнейший разговор зависит от того на основе Библии или Корана мы будем доказывать свою правоту. Я готов дебатировать с тобой не только с помощью Корана, но даже и Инджиль (Библии). Однако, при одном условии. Ты должен найти хотя бы одну версию Библии, схожую с другой. Потому, что все версии Корана таковы. Не думаю, что у тебя это получится, ведь современная Библия — это не подлинные Tаура(Тора, Ветхий завет) и Инджиль (Евангелие), открытые Моисею и Иисусу, а их подделка».

Основатель ислама Мухаммед знал, что задолго до начала его миссии рассеянные по всей Аравии иудеи и христиане имели Священные Писания. Так, священные книги иудеев Коран называет «ат-Таурат» (Тора, Пятикнижие Моисеево), а Священное Писание христиан — «ал-Инджил» (Евангелие). На протяжении всего текста Корана последователи Иисуса именуются «ахл ал-китаб» (люди книги), и хотя о них отзываются здесь вполне уважительно и всегда отделяют их от языческих идолопоклонников, отношение к ним, как правило, не лишено укоризны. Но в целом, точка зрения Корана на христиан носит положительный характер: «И, несомненно, ты найдешь, что ближе всех в любви к уверовавшим те, кто говорит: «Мы — назореи». И это потому, что среди них есть иереи и монахи, которые гордыни лишены и не возносятся перед другими. (5:82). Согласно Корану, главное отличие христиан от других людей заключается именно в наличии у них Библии, что отражено даже в термине закреплен за верующими в Иисуса – «люди книги».

Тем не менее, мусульмане отвергают Библию, которой пользуется христианская Церковь. По их мнению, «люди книги» исказили свое Писание в каких-то своих корыстных целях. Новозаветные евангелисты не являются для мусульман авторитетами, потому что они воспринимают Инджиль (Евангелие) как книгу, данную Аллахом Иисусу (Сура 5:50). И поэтому отметаю с порога написанные апостолами четыре Евангелия, требуя предъявить им «неискаженное» некими коварными злодеями «Евангелие Иисуса». Это один из самых живучих стереотипов в исламе. Примечательно, что в то же время, Коран очень благосклонно отзывается об иудейском и христианском Писании и, что самое главное, подтверждает его подлинность. Объяснить такую двойственность в отношении к Библии можно, зная биографию Мухаммеда. Первое время он весьма с большой симпатией относился к христианам и иудеям, надеясь обратить их в свою веру. Когда же это не получилось и к тому же, практически на закате жизненного пути Мухаммеда его армии столкнулись на севере Аравии с войском православной Византии, отношение мусульман к христианам стало более враждебным.

В первое время их обвиняли в том, что они не лучше идолопоклонников. И все же не смотря на перемену в отношении к «людям книги», Мухаммед никогда не сомневался в подлинности Книг, которые иудеи и христиане и сегодня считают своим Священным Писанием. Так что, в первоначальный период существования ислама никому из мусульманских ученых даже в голову не приходила мысль подвергнуть сомнению утверждению Корана, что Священные Писания иудеев и христиан — Ветхий и Новый Завет были посланы им самим Аллахом. Лишь двести лет спустя, такие мусульманские богословы, как Ибн Хазм, обнародовали учение о том, что Таурат и Инджиль были искажены «людьми книги» и потому якобы не заслуживают доверия. Для поддержания этой точки зрения были предприняты поиски указаний на этот факт в самом Коране, но ничего из этого не вышло. Несмотря на то, что Коран часто осуждал иудеев и христиан за отступление от своих учений, он никогда не обвинял их в искажении их Священных Писаний.

Однако начавшаяся эпоха крестовых походов и последовавший на это решительный джихад окончательно развели две религии по враждебным лагерям. Тут уж компромиссов быть не могло, и в исламском богословии начинает складываться традиция, согласно которой Библия была «фальсифицирована» христианами. А стало быть, никакой компромисс с этими «еретиками» невозможен, Инджиль же их – «искаженный». Как уже было показано выше, такая точка зрения не соответствует ни Корану, ни убеждениям основателя ислама - Мухаммеда. Действительно, во многих сурах Корана недвусмысленно утверждается, что Таурат и Инджиль были настоящими Священными Писаниями, которыми владели иудеи и христиане при жизни Мухаммеда. При этом «ахлул Инджил» («людям Евангелия») было сказано «поступать так, как Аллах заповедовал в нем» (Инджиле) (5:50). Если бы книга была искажена, то зачем нужно было бы поступать по ней, как требует Коран? Мусульманское богословие не дает ответа на этот вопрос. Тем не менее, возобладавший после смерти основателя ислама несправедливый взгляд на христиан укоренился, и является господствующим в мусульманском мире по настоящее время. Из всего вышесказанного следует важный вывод, на который автор и поспешил обратить внимание своего друга Мухаммеда. Вот каков был мой ответ.

«Коран совершенно правильно разделяет Книги иудеев и христиан на ат-Таурат, то есть «Закон» (Тору, Пятикнижие Моисеево) и Инджиль (Евангелие): «И ниспослал Он Тору и Евангелие раньше в руководство для людей…» (3:3). По свидетельству Корана Священное Писание было получено иудеями и христианами от самого Бога: «О люди Писания! Вы ни на чем не держитесь, пока не установите прямо Торы и Инджиль и того, что было низведено вам от вашего Господа» (5:68). Нет никаких расхождений, и по поводу того через кого эти установления были получены – Таурат, соответственно через Мусу (Моисея), а Инджиль через Ису бен Мариам (Иисуса сына Марии). Причем в Коране подчеркивается неразрывная внутренняя связь между двумя книгами, и действительно они объединены у христиан в общую книгу под названием Библия: «И отправили Мы по следам их Ису, сына Мариам, с подтверждением истинности того, что ниспослано до него в Торе, и даровали Мы ему Инджиль, в котором — руководство и свет, и с подтверждением истинности того, что ниспослано до него в Торе» (5:46).

Однако, мой сирийский друг как и многие мусульмане продолжал настаивать, что «современная Библия — это не подлинные Tаурат(Тора, Ветхий завет) и Инджиль (Евангелие, Новый Завет), о которых говорит Коран, а их подделка». На это ему был дан такой ответ:

«Если эти книги были искажены, то - когда и главное - зачем? На протяжении всей своей истории иудеи всего мира знали только одно Писание —в том числе полученные от Моисея Книги Ветхого Завета. Их-то мы и читаем сегодня. Если взять еврейские и арамейские тексты Ветхого Завета, то многочисленные манускрипты, найденные в пещерах Мертвого моря, датируются II веком до н.э. - I веком н.э. Так вот они полностью идентичны современному Ветхому Завету - первой части христианской Библии, которую можно купить в любой церковной лавке. Например, о поразительной точности сохранения оригинальной книги Исаии свидетельствует тот факт, что на фрагментах кумранского манускрипта, обозначенного как IQIs1', сохранились многочисленные колонки с текстом 41-46 глав книги Исаии, которые практически полностью, слово в слово, совпадают с текстом Исаии из Ленинградского манускрипта датирующегося Х в. н.э. Текст, написанный за семь веков до появления Корана, ничем не отличался от того, что появился на свет уже после смерти Мухаммеда. И это неудивительно, ведь, еще во II веке до н. э. (на восемь веков раньше пророка Мухаммеда) уже был сделан перевод на греческий язык еврейского Ветхого Завета, известный нам как Септуагинта. То есть как минимум во времена Мухаммеда Таурат (Тора) сохранялась в неизменном виде. Если бы искажения были произведены позже, то их легко было бы выявить, просто сравнив их с текстом Септуагинты. Последняя в неизменном виде была воспринята и христианами, образовав первую священную часть Библии – Ветхий Завет, включая Пятикнижие Моисеево (в Коране – ат Таурат)».

Когда мне удалось убедить своего сирийского друга читать Евангелие, то по его признанию «нашел в Инджиль (Библии) много интересного, о чем если и говорится, то очень скупо в Коране». Например, об Исе бен Мариам (Иисусе сыне Марии) в священной книге мусульман всего несколько сур. В то же время фигура Христа является центральной на протяжении всего Евангелия (Инджиль). Очевидно, что именно в различиях между библейским и кораническим Иисусом кроется корень противоречий между христианством и исламом. Кажущийся чисто теоретическим вопрос слишком часто выливался в кровопролитные войны между представителями двух конфессий. А ведь Иисус в Библии и Коране учит одному и тому же – любви к Богу и ближнему. Да и как может быть иначе, ведь речь идет об одном и том же лице? Однако, мало того, что современные идеологи «священных войн» поступают прямо противоположно учению Исы, они в большинстве случаев по своему невежеству даже не знают, в чем заключается суть расхождений между христианством и исламом. Конечно, ведь нажать на спусковой крючок автомата куда легче, чем сесть и сравнить свою собственную священную книгу с той, что читают «неверные». А ведь не мешало бы…

На Восток – за Иисусом!