Kniga Nr1375

Дорогие во Христе братия и сестры, воспоминая ныне это событие - усекновение главы славного Пророка, постараемся извлечь из него для себя назидание во спасение своей души. А именно: должны мы крепко помнить, какой вред приносит излишнее упоение вином, как опасно давать необдуманные клятвы и какой может быть от этого грех. Если же по своей опрометчивости или по минутному увлечению и дали мы клятву, исполнение которой может послужить не на пользу ближним, а во вред им, то лучше нам не исполнять ее, лучше показаться пред другими неосторожными, нежели из-за ложного стыда причинить кому-либо зло.

Помолимся сейчас Крестителю Господню, чтобы он, любвеобильный, вознес за нас пред Престолом Божиим свою молитву и укрепил нас, дабы всегда быть нам твердыми свидетелями правды и истины Божией и провести свою земную жизнь в покаянии и благоугождении Господу и тем достигнуть вечной жизни, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания. Аминь.

1962 г.

Слова за Акафистом Преподобному Сергию, игумену Радонежскому, всея России чудотворцу

О первых трех заповедях блаженства

Радуйся, смирением возвышаемый,

в вечныя кровы возлетевший!

Акафист Преподобному Сергию, Икос 8. - Ред.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие во Христе братия и сестры, Господь говорит во Святом Евангелии: Что вы зовете Меня: Господи! Господи! - и не делаете того, что Я говорю (Лк. 6, 46)? И еще: Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф. 7, 21).

Этими изречениями Господь показывает нам, что все внимание наше должно быть обращено на исполнение воли Божией, на исполнение нравственного закона Божия. Без исполнения нравственного закона и молитва наша окажется неугодной Богу, она будет бездушной, неприемлемой Богом. Это положение подтверждается и другим изречением из Евангелия, в котором Господь обличал фарисеев и еврейский народ за их бездушную молитву, говоря: Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим (Мф. 15, 8-9). Но на исполнение каких христианских правил должно быть обращено все наше усердие, чтобы подъятый подвиг действительно был угоден Богу, послужил к нашему духовному усовершенствованию и мы могли бы надеяться на спасение? Правила эти Спаситель преподал всем христианам в Нагорной Своей проповеди, в так называемых заповедях Блаженства, еще в самом начале Своего общественного служения человеческому роду.

Необходимо сказать, что, преподавая заповеди Блаженства, Господь призывает Своих последователей к исполнению их не под страхом угроз и наказаний, но по доброй воле, по любви к Нему. Здесь же Господь сообщает верующим и утешительные обетования, причем за каждый подвиг обещана Им награда.

Низлагая душепагубную страсть - гордость, Господь начинает Свое учение ублажением нищих духом: Блажени нищии духом, яко тех есть Царствие Небесное (Мф. 5, 3). Как через гордость прародители пали в раю и лишились общения с Богом, так посредством смирения Господь возводит нас в первобытное состояние. Ублажая нищих духом, Господь говорит, что для достижения Царства Небесного необходимо иметь нищету духовную. Но что такое нищета духовная и кто может быть назван нищим духом? Нищие духом - это смиренные духом люди, смиренно думающие о себе в глубоком убеждении, что у человека ничего нет собственного, а все, чем пользуется он, есть дар Божий; что силы душевные и телесные мы имеем от Бога и поэтому без Бога, без Его благодатной помощи не можем исполнять и заповедей Божиих, не можем делать добро, не можем быть угодными Ему. Так сознающие свою зависимость от Бога ничего себе не присваивают, но все свои преимущества, внутренние и внешние, приписывают Богу и, благоговея пред Ним, Подателем всех даров, самих себя почитают за ничто.

Для достижения Царства Небесного нищета духовная необходима прежде всего, то есть необходимо сознание своей греховности и зависимости от Бога. К падению наших прародителей привела гордость. "Вы будете, как боги, знать доброе и лукавое" (см.: Быт. 3, 5), - говорил им обольститель, чрез что и низринул их. А припомним судьбу еврейского народа: что его привело к падению? Гордость, превозношение своей мнимой праведностью. Гордые и самонадеянные иудеи считали себя ближе всех других людей к Богу, они воображали себя богатыми по душе и потому достойными блаженства. Мы семя Авраамово (Ин. 8, 33), - говорили о себе иудеи, своей кичливостью закрывая для себя врата Царства Небесного. Заглядываясь на свои мнимые достоинства, они не видели своих недостатков, которые день ото дня все больше и больше возрастали в их душах.

Чтобы войти в Небесное Царство, человек, по учению Спасителя, наоборот, должен всегда сознавать, что он беден добрыми делами, нищ душою и духом. Такое сознание даст ему возможность видеть свои грехи, а чрез это начать и подвиг самоисправления, иначе же никакое самоисправление просто немыслимо.

Прежде других заповедей Господь говорит о необходимости стяжания нищеты духовной, тем самым показывая, что без смирения нельзя быть истинным христианином, нельзя быть последователем Христовым. Смирения от нас требует Господь, говоря: Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе (Мф. 16, 24). Отвергнуться себя - значит осознать свою нищету духовную и необходимость Божественной помощи. Это осознание побуждает человека всецело предаться воле Божией и последовать учению Христа Спасителя.