Kniga Nr1375

Предметами, наиболее возбуждающими и поддерживающими нашу гордость, являются красота, здоровье и крепость телесные, богатство, знание, ученость и слава. А при невнимании к себе к гордости может вести и самая жизнь добродетельная. Да, один гордится своим богатством и положением, другой - своей физической силой и здоровьем, третий - своим умом, познаниями, четвертый - отличиями, заслугами или же - добродетелями. Гордый услаждается мыслью, что все это - его собственность, и тем более надмевается и превозносится, чем глубже в нем укоренится такое убеждение.

Однако убеждение это ложное и неправильное. И богатство, и красота, и здоровье, и отличия сами по себе - ничто, если не будет в человеке благочестивой настроенности. Они ничего не дают человеку, кроме одного суетного обольщения и надменности души. Они изгоняют из души мир и счастье, умножают в ней душевные скорби и лишают ее блаженства в будущей вечной жизни.

Некоторые надмеваются своей мудростью и благоразумием, но и эти человеческие блага обладают величием суетным и высоту уготовляют ложную, ибо сами по себе не имеют никакой цены, если нет при них у человека страха Божия. Величайший и невидимый мудрец, знаток мирской премудрости - диавол, будучи коварен, не имея страха Божия, сделался богоотступником и подвергся вечному осуждению, несмотря на то что был умнее всех.

Но мало еще того, что гордый все достоинства и блага, которыми гордится, усвояет себе, - он еще и преувеличивает их. Гордый придает этим благам б!ольшую цену, нежели та, какую имеют они по самой своей природе. Например, считает себя умнее, нравственнее, красивее, нежели есть он в действительности, и при этом старается возвышаться и величаться над своими ближними, унижая их пред собою, относясь к ним с неуважением и презрением, восхваляя себя и домогаясь такого же восхваления от других. Иногда доходит такой человек почти до обожения себя, до поклонения своим совершенствами и требует, чтобы другие также обожали его и преклонялись пред его величием и заслугами.

Но не всегда гордый имеет одни лишь совершенства и добродетели, бывают нередко и у него слабости и недостатки с грехами и пороками, которые он старается скрыть от других или же преуменьшает их значение и важность и извиняет себя в них, а иногда даже и вовсе не считает их пороками, но признает достоинствами и хвалится ими.

Смиренный человек, если и согрешит, то сердечно скорбит о своем преступлении, всегда сознавая свой грех и виновность пред Богом, и не стыдится открыть свою вину перед духовником и ближними. Гордый же, напротив, до того ценит себя, что или совсем не замечает своих недостатков, или же стыдится признать себя виновным в чем бы то ни было, а уже тем более исповедать свою вину и грехи перед духовником и ближними.

Гордый, когда он благополучен, еще более кичится и превозносится, в несчастии же, наоборот, или озлобляется и ропщет на судьбу, или малодушествует и предается отчаянию. А смиренный и в счастье не надмевается, и посреди самых тяжелых бедствий не падает духом, но с терпением и покорностью предается воле Божией.

Бог гордым противится, а смиренным дает Свою благодать (Иак. 4, 6), потому что гордый полагается только на самого себя и свои силы и не чувствует нужды в высшей помощи, отталкивает ее от себя; смиренный же, напротив, всегда проникнут сознанием своего недостоинства и немощи, а потому всегда ищет помощи свыше.

Вот так противоположны гордость и смирение. И насколько гордый радуется похвалам, настолько же смиренный радуется бесчестью. Подтверждение этой истины видим мы в поступке Преподобного Сергия по отношению к одному простодушному поселянину. Еще при жизни Преподобного добрая слава о нем разнеслась по самым отдаленным уголкам Русской земли, и многие издалека пешком шли к угоднику Божию, чтобы посмотреть на него и попросить его молитв.

Много слышал о Преподобном и один простой земледелец и пожелал увидеть его. При входе в монастырскую ограду он спросил братий, где бы повидать ему славного их игумена. Преподобный же в это время трудился на огороде, вскапывая лопатой землю под овощи. "Подожди немного, пока он выйдет оттуда", - отвечали иноки пришельцу. Посмотрев через забор в огород, мужичок увидел там смиренного старца в заплатанной одежде и не хотел поверить, что это был тот самый славный Сергий, о котором он столько слышал. Он снова стал докучать братии, прося показать ему их святого игумена, на что братия отвечали ему:

- Мы уже указали тебе игумена, если не веришь, что это он, то спроси его самого.

Преподобный в скором времени вышел, и стоявшие иноки сказали поселянину:

- Вот он самый, кого тебе нужно.

Но простец отвернулся от него в сторону и с досадой воскликнул: