Kniga Nr1375

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братия и сестры, приближаются дни, когда вся наша Русская Церковь, весь православный христианский мир, а вместе с ним и насельники, и благочестивые прихожане Лавры будут молитвенно, торжественно, с чувством духовной радости вспоминать день преставления великославного российского заступника, великого угодника Божия Преподобного Сергия.

Честна пред Господем смерть преподобных Его (Пс. 115, 6), - говорит слово Божие. И действительно, если посмотрим на кончину всех угодивших Господу, то увидим, что их смерть блаженна, она есть не что иное, как спокойный, тихий сон, отдохновение от многотрудного жизненного подвига, мирный переход от сей жизни в жизнь иную. Такова была кончина и Преподобного Сергия, который, возлюбив Господа с самых малых лет, эту любовь сохранял во все время своей богоугодной жизни.

Вот он уже игумен, духовный отец собравшейся жить под его руководством, жаждущей спасения братии. Он трудится день и ночь над воспитанием своего братства, принимает ищущих у него пострижения, не спускает глаз с каждого новичка, возводя его все выше по степеням иноческого искуса, указывая всякому дело по силам его. Вот ночью, тихим дозором ходя мимо келий, легким стуком в дверь или окно напоминает празднословящим, что у монаха есть лучшие способы проводить свободное время, а поутру осторожными намеками, не обличая прямо, вызывает в провинившихся раскаяние без досады, не заставляя их краснеть, тихой и кроткой речью.

Такую работу вел он ежедневно и терпеливо с каждым братом, над отдельными особенностями каждого, приспособляя его к целям всего братства. И труды его не пропали даром, но принесли обильный плод - на пользу ему самому - в воспитании сплоченного, высоконравственного, идеального монашеского братства, которое потом стало источником распространения христианских идеалов жизни для всего нашего русского народа.

Шло время, и как корабль, обремененный множеством сокровищ, приближается к доброму пристанищу, так богоносный Сергий приближался к своему исходу из сей временной жизни. Смерть не страшила его, потому что он готовился к ней подвигами всей своей жизни. Ему было уже более семидесяти лет, непрестанные труды изнурили его старческие силы, но он никогда не пропускал ни одной службы Божией и, чем больше состаревался возрастом, тем больше обновлялся усердием, подавая собою юным поучительный пример, - так говорит списатель его жития.

За полгода до кончины Преподобный Сергий удостоился откровения о времени своего отшествия к Богу. Он собрал к себе братию и в присутствии всех передал управление обителью своему любимому ученику - преподобному Никону, а сам предался безмолвию. Наступил сентябрь 1391 года, и Преподобный старец тяжко заболел. Еще однажды, в последний раз, он собрал своих учеников вокруг ложа и также в последний раз простер к ним отеческое свое поучение.

Сколько простоты, силы и любви в этом предсмертном поучении умирающего отца к своим возлюбленным чадам! Он желает и заповедует, чтобы его духовные дети шли тем же путем к Царству Небесному, каким шествовал в продолжение всей своей жизни он. Прежде всего он учит их пребывать в Православии. Основанием всякого доброго дела, всякого доброго намерения, по учению слова Божия, должна быть вера; без веры угодить Богу невозможно (Евр. 11, 6). Но вера должна быть православная, основанная на учении Апостолов и Святых Отцов, чуждая суемудрия, которое часто ведет к маловерию и неверию и сводит с дороги, с пути спасения.

Далее, Преподобный особенно завещает братии хранить единомыслие, блюсти чистоту душевную и телесную и любовь нелицемерную, советует удаляться от злых похотей, предписывает умеренность в пище и питье, смирение, страннолюбие. Страннолюбия не забывайте (Евр. 13, 2), - эти слова Апостола Преподобный особенно любил повторять своим ученикам. Далее, - всецелое искание Царства Небесного, с презрением суеты житейской. Вот добродетели, которыми Преподобный сам себя украшал, которые заповедует соблюдать, как бесценное сокровище, и своим ученикам.

В последний раз он с еще большей силой повторяет преподаваемые им наставления, чтобы еще глубже запечатлеть в их сердцах спасительные иноческие правила жизни. И, наконец, он заповедует им, чтобы его не погребали в церкви, но положили на общем кладбище вместе с прочими усопшими отцами и братиями.

Безмолвно стояли с поникшими головами скорбящие дети Преподобного Сергия, с сердечной болью внимая его последним наставлениям. Как тяжело было им расставаться со своим любимым отцом, под молитвенным покровом которого они тепло и уютно жили! Кто теперь их утешит в скорбях, кто понесет их немощи, как носил их любвеобильный авва! Нежнее матери был для них Преподобный: кто же теперь с такой любовью будет заботиться о спасении их душ?

Но особенно грустно им было оттого, что Преподобный Сергий не благословил похоронить себя в храме: ведь один вид могилы его в храме служил бы для скорбящей братии хотя бы некоторым утешением. Но Преподобный лишает их этого утешения. Стояли они и плакали. Между тем Преподобный Сергий с любовью смотрел на них, он видел их сердечное горе и тихим, изнемогающим голосом утешал их: "Не скорбите, чада мои! Я отхожу к Богу, меня призывающему, и вас поручаю Всемогущему Богу и Пречистой Его Матери. Она будет вам прибежищем и стеною от стрел вражиих!"

Перед самым исходом души своей Преподобный пожелал в последний раз приобщиться Пречистого Тела и Крови Христовой. Руки учеников поддерживали его ослабевшее тело. С чувством глубокой радости и умиления встретил Преподобный грядущего в Святых Таинах Самого Господа и по принятии их, весь исполненный благодатного утешения, возвел он гор!е слезящие от радости очи и, поддерживаемый учениками, в последний раз простер к Богу свои преподобные руки. "В руце Твои предаю дух мой, Господи", - тихо произнес Преподобный и в дыхании сей молитвы отошел чистою своею душою ко Господу, Которого от юности возлюбил. Было это 25 сентября 1391 года.