Kniga Nr1380
Сам Господь раскрывал ученикам смысл этой притчи следующим образом: «Ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его — вот кого означает посеянное при дороге. А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется. А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно. Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать».
Притча о зерне горчичном. Мф. 13: 31-32; Мк. 4: 30-33
Царство Божие должно охватить все человечество, и Христос сеет зерна этого единства. Он создает Церковь Свою, которая должна быть в человечестве духовной силой, постепенно приближающей его к Вселенскому Царствию Божию. Она начала с малого, но охватит всю Вселенную. В нее должны войти все народы.
«Царство Небесное, — говорит Господь, — подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но когда вырастает, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его».
В этой притче под горчичным зерном надо понимать учение Христово; под «своим полем» — души человеческие, а огромное дерево означает Церковь Христову. При этом надо заметить, что евангельское горчичное растение не является тем однолетним злаком, который растет у нас; это южное многолетнее растение, достигающее больших размеров.
Притча о закваске. Мф. 13: 33
«Царство Небесное, — продолжает Господь, — подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все».
Эта притча Господня по внешней своей форме настолько проста, что была доступна для понимания каждой хозяйке дома, каждой простой, даже неграмотной женщине. Но при всей ее простоте, в ней заключается глубокий духовный смысл. Закваска здесь означает Слово Божие, а тесто — душа человеческая.
Благодатное слово о Царствии Божием, запав в сердце человека, не только рождает его для духовной жизни, но и изменяет все его внутреннее существо, делает его новым человеком. Преображая отдельного человека, Слово Божие своей благодатной силой преображает целые народы, все человечество. Этот духовный процесс возрождения человека можно сравнить с дрожжами, которые кладут в тесто, чтобы испечь хлеб. Хотя дрожжей кладут очень мало, а муки бывает много, тем не менее дрожжи совершенно меняют муку и воду и превращают их в хлебное тесто. И это потому, что в дрожжах заключается живое творческое начало.