Kniga Nr1390

1962 г.

Слово на параклисисе Божией Матери

Объяснение Богородичного Евангелия и приготовление к Рождеству Христову

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Кто Тебе не ублажит, Пресвятая Дево? Кто ли не воспоет Твоего Пречистаго Рождества… Этот церковный гимн в похвалу Богоматери мы с вами, дорогие, часто слышим за церковным Богослужением. Какое радостное, утешительное для души назидание получаем мы при воспоминании о Богоматери! Вся Ее жизнь — от самого рождения до последних дней на земле, до славного Ее Успения — полна чудесности, таинственности и отмечена знаками особого избранничества Божия.

Рождается Она чудесным образом от престарелых и бесплодных родителей, праведных Иоакима и Анны, после их слезных молитв к Богу о даровании им чада. Едва только Ей минуло три годика, как Ее приводят в храм Божий, где Она в постоянном общении с Богом воспитывается в религиозной атмосфере, чтобы приготовить, соделать Себя достойной зачать и родить Бога Слова. И лишь возросла Она до совершеннолетия, как чрез Нее открывается всему миру тайна Божественная, от века сокрытая. С небесных кругов слетает в Назарет к Деве Марии Архангел Божий Гавриил и возвещает Ей зачатие и рождение от Нее Спасителя Мира, Господа нашего Иисуса Христа.

Обрадованная неизреченной небесной радостью, Она спешит к Своей родственнице, праведной Елисавете, как слышали вы это из только что прочитанного Евангелия: Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету (Лк. 1, 39). Святые Отцы объясняют, что целью посещения Пресвятой Девой праведной Елисаветы было освящение Предтечи, еще сущего во утробе, исполнение его Духом Святым. «Но не погрешим,— говорят другие толкователи,— если предположим и другую причину». Получив от Архангела предивную весть, Пречистая не могла не поделиться с кем-нибудь Своей радостью; ближе всего к Ней в то время был праведный Иосиф, но Она, чтобы не смутить его, не решилась открыть ему Божественную тайну, а пожелала разделить Свое ликование с праведной Елисаветой, для чего и отправилась в нагорную страну, в город Иудин.

Для того, чтобы яснее представить положение нагорной страны, необходимо иметь в виду то, что Палестина во дни земной жизни Иисуса Христа разделялась на четыре части: на севере была Галилея, откуда вышла Пресвятая Дева, на юге находилась Иудея, посередине между ними располагалась Самария, на востоке же лежала Перея или, иначе, Заиорданская страна. Иудея же, в свою очередь, разделялась горным хребтом с севера на юг и состояла, таким образом, из двух частей: горной и равнинной. Горная часть и была тем местом, где находился город Иудин, под которым Святые Отцы разумели город Хеврон, старый священнический город, в котором проживали праведные Захария и Елисавета.

Когда Пресвятая Дева вошла в дом Захарии, то с радостью приветствовала Елисавету. Это приветствие у иудеев выражалось словами мир тебе, но в устах Пресвятой эти слова имели особенную, необыкновенную силу.

Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа (Лк. 1, 41). Как только она услышала приветственные слова, тотчас взыграл младенец во чреве ее. Под словом взыграл Святые Отцы понимают необыкновенно радостное движение младенца во чреве, которое последовало от воздействия Духа Святаго, Которого праведная Елисавета в то время исполнилась. По действию Святаго Духа узнала она в Пречистой Деве Матерь Божию. И воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем (Лк. 1, 42–44). Праведная Елисавета по вдохновению Святаго Духа приветствует Пресвятую Деву не как бедную девицу, которую она знала, но как истинно Матерь Божию. Называя Ее благословенною в женах, она тем самым повторяет слова святого Архангела Гавриила, что не могло не удивить Деву Марию. Когда же она сказала: благословен плод чрева Твоего, то тем более удивила Пресвятую Деву, потому что никто кроме Нее не знал этой тайны, возвещенной Ей Архангелом. Ликуя, в чувстве радости, праведная родственница вопрошает Ее, за какие же это заслуги или добрые дела удостоилась она такой милости, что к ней пришла Матерь Господа?