Архимандрит КИРИЛЛ (ПАВЛОВ)-ПРОПОВЕДИ-По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II-©

Мы должны только себя осуждать, должны лишь себя укорять. Говорят: "Мы потому осуждаем других, что не знаем самих себя. Если бы знали самих себя, то мы никогда бы не дерзнули осуждать ближних". И это, дорогие братья и сестры, да послужит нам назиданием, наставлением, нравоучением, чтобы нам заповеди Божии исполнять на деле. Осуждать себя и исправлять свои немощи, свои грехи, свои привычки, пороки, которых у нас у каждого бесчисленное множество, - вот это доброе дело, это наше священная обязанность. И мы должны это делать, иначе мы не спасемся. Мы должны постепенно восходить от силы в силу. И лишь через такое самоисправление, очищение, исправление себя, своих грехов и может открыться свободный вход в Царствие Небесное, которое Господь обещал всем любящим Его открыть. Аминь.

О грехе осуждения (III)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие во Христе братия и сестры! Давая наставления христианам, святой апостол Павел заповедует назидать друг друга словом Божиим, направлять на всякое добро, пока есть время. Хотя мы все знаем, чего от нас требует воля Божия, и от тяжких грехов стараемся себя предохранить, но некоторые грехи свои не осознаем вполне, не придаем им всей важности и не стараемся освободиться от них. За все эти грехи каждому из нас придется отвечать перед правосудием Божиим. К числу таких грехов принадлежит грех осуждения.

Осуждать ближнего, осмеивать его слабости и недостатки, видеть и открывать в ближнем только худое, для некоторых - большое удовольствие, и это есть всеобщая слабость человеческого рода, в том числе и христиан. У нас часто не проходит ни одного дня, чтобы мы кого-нибудь не осудили. Осуждаем мы и родных, и знакомых, и соседей. Осуждаем и старших, и младших, и пастырей Церкви, и собственных родителей. Не осуждаем мы порою только самих себя. И при всем том, столь всеобщий и повсеместный недуг сей почти не признается за болезнь: или вовсе не считается за грех, или признается грехом слишком незначительным. Не считая осуждение за грех, мы и не думаем предохраняться от этого греха. А между тем грех осуждения тяжек - он лишает нас милостей Господних и навлекает на нас Божий гнев.

Мы не имеем права осуждать ближнего, потому что один Бог - и Законоположник и Судия, Который может и спасти, и погубить. Только Он имеет власть судить неблагодарного грешника. Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом сто!ит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его (Рим. 14, 4) - говорит святой апостол Павел. Осуждать и осмеивать ближнего за его поступки и действия - значит браться не за свое дело, значит предвосхищать себе суд Христов.

Чем нам обязан, в чем от нас зависит ближний наш? Все, что он имеет: телесное здоровье, красоту, богатство, душевные способности и знания - все это не нами дано. Он это получил от милосердного Бога, Который один только и вправе требовать у человека отчета в употреблении дарованных ему талантов. Употребляет он таланты эти на пользу себе и ближним или злоупотребляет ими - за все человек подотчетен одному Господу. Мы же, по ограниченности своих способностей, не можем справедливо оценивать и судить поступки наших ближних. В большинстве случаев мы судим человека только по его внешним действиям и признакам, не входя в его внутреннее душевное состояние. Кто из человеков знает, чт!о в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем?.. (1 Кор. 2, 11), - вопрошает апостол Павел. Судя о поступках ближних, мы можем легко ошибаться в своих суждениях. Быть может, в то время, когда мы осуждаем ближнего, он в слезах и сокрушении сердца раскаялся перед Богом и испросил у Него прощения. А мы ставим свой суд выше суда Господня. И очень часто осуждаем совсем невинных людей, потому что видим только их согрешения и не желаем видеть их покаяния перед Богом.

А мы обязаны постоянно помнить, что всякий человек, вследствие испорченности нашей природы грехом, более склонен к худому. И не любя греха, и не желая его совершать, человек грешит исключительно из-за прирожденной ему склонности.

Преподобный авва Дорофей рассказывает, как однажды на невольничий рынок привели для продажи двух девочек. Одну из них купила женщина праведная и воспитала в духе благочестия - приучила к добропорядочности и вере в Бога. Другую же девочку купила женщина распутная и научила ее всякому разврату и пороку. Когда девочки выросли, первая стала предметом любви и уважения, а вторую все презирали и отвращались от нее. Таким был суд человеческий, но не так будет судить Господь, Который судит не только дела и слова, но проникает в изгибы сердца нашего и, как Сердцеведец, справедливо воздает каждому по делам его.

Сила природной наследственности, врожденные склонности, обстановка, в которой человек жил в детстве, характер его родителей или воспитателей, знания, которые получил человек, - все это оказывает огромное влияние при выборе того или иного жизненного пути, в совершении того или иного деяния. И мы не должны строго судить наших ближних, чтобы не впасть в грех осуждения ни в чем неповинного.

Что бы сделали мы с апостолом Петром, если бы увидели его в те мгновения, когда он трижды отрекся от Христа? И с апостолом Павлом, когда он был лютым гонителем христиан? Как бы мы поступили с преподобной Марией Египетской или с преподобномученицей Евдокией, если бы увидели их в то время, когда они совершали худые дела? Пожалуй, мы бы строго их осудили. Но их искреннее, истинное покаяние и праведные деяния исходатайствовали им у Господа прощение, и наслаждаются они ныне в чертогах Царя Небесного. А наши ближние, соседи, знакомые, коих мы осуждаем, - разве не могут они стать добродетельными и праведными? Конечно, могут. И грешник может стать праведником, и праведник может утратить свою праведность. В Святом Евангелии повествуется, что в храм вошли два человека помолиться: фарисей и мытарь. Фарисей имел добрые дела и по видимости, по внешности своей, был праведником. Но он возвышал и хвалил самого себя, а мытаря осуждал и унижал, за что и был сам осужден Богом. Мытарь не имел ничего, кроме грехов, но сознавал их и сокрушался. И Господь его оправдал (Ср.: Лк. 18, 10-14).

Осуждая ближних, мы тем самым показываем, что в нашем сердце нет ни любви, ни милосердия христианского ни к согрешающим, ни к добродетельным людям, а есть по отношению к ним только одно худое, недоброе чувство. Своими злыми речами, насмешками, мы черним честь ближнего, который может быть достойнее нас перед Богом, а это - великий грех.