Kniga Nr1398

За полученное ощущение приятия и безопасности, однако, нужно платить высокую цену. Этой ценой является чаще всего полное послушание и подчинение разума и эмоций. Это достигается разнообразными вырафинированными методами, среди которых не редки угрозы и шантаж. Как правило, все направлено на максимальное подавление индивидуальности. Дисциплина обычно принимает форму совершенного контроля чуть ли не всех сторон жизни членов. В некоторых сектах доходит до таких проявлений, как цензура почты, одежды, выбор профессии и т. п. Общество бывших свидетелей Иеговы во Флоренции дало информацию о случаях слежки за неугодными людьми, наблюдения за ними при помощи скрытых камер, прослушивания телефонов, обысков, актов насилия и психологического шантажа.

Если секта отрезает себя от общества, естественно, она оценивает его очень критически. Мир в ее глазах становится обителью сатаны и обречен на полное уничтожение. Какие-либо усилия для его перемены или обновления не только безрезультатны, но и вообще бессмысленны, так как они не способны изменить Божиих планов. Единственное, что можно еще сделать, это вырвать избранные личности из этого грешного мира, сохранив их тем самым от неизбежной гибели. Таким образом секта, несмотря на случаи высокой нравственности, сохраняет позицию безразличного отношения к окружающей ее общественной действительности и не привносит в общество основных ценностей. Конечно, ее члены строго соблюдают определенные нормы, что укрепляет чувство совершенства и верности Богу, однако, это не имеет большого значения для изменения всего общества. По этой же причине секта, несмотря на определенную дистанцию в отношениях с властями, очень для них выгодна. Она не ставит условий, не протестует, не создает оппозиции.

Ситуация в посткоммунистическом обществе

Вышеизложенное описание секты можно было бы, конечно, уточнять и дальше. Нанося контуры ее образа, я хотел только высветить одно из общественных явлений религиозной жизни, которое объяло также и наше посткоммунистическое общество. Я хотел также дать как можно более точное значение термина "секта". Хотя в житейском понимании он, наверное, имеет негативно окрашенное значение, в социологии религии смысл его достаточно однозначен. Следовательно, нет причины избегать его. Одновременно, однако, мы не можем связывать с ним негативных эмоций. Нельзя также пользоваться им только для того, чтобы дать выход своей неприязни или даже агрессии.

Однако, возникает вопрос по поводу ситуации в посткоммунистическом обществе. Нужно ли деятельность сект признать характерной чертой панорамы религиозной жизни? На этот вопрос нельзя дать однозначного ответа, по крайней мере, по нескольким причинам. Во-первых, активная деятельность и развитие сект не приняло у нас столь массового масштаба, как например в Латинской Америке или Африке. Но специфические общественно-государственные условия, особенно чувство неуверенности в завтрашнем дне, безнадежность, отсутствие стабильности, создают плодотворную почву для дальнейшего развития этого типа религиозных движений. Во-вторых, на территории бывших социалистических стран существуют небольшие сосредоточения приверженцев, принадлежащих к церковным общинам, которые не зачислены в секты. Однако в нашем обществе эти анклавы часто принимают сектантский стиль деятельности. Более того, в последнее десятилетие у нас можно заметить оживление деятельности религиозных групп, доктрина и стиль бытия которых содержат основные черты сект, хотя они проходят, сознательно или несознательно, определенный процесс эволюции. Активное оживление обусловлено в значительной мере финансовой помощью собратьев из западных и восточных стран и общественно-политическими изменениями в странах. Поэтому эти группы, число которых в нашей стране не превышает пары тысяч, строят собственные часовни, пастырские дома, издают журналы и книги тиражами, многократно превышающими их потребности, организуют циклы лекций и встреч в арендованных домах культуры и т. д. Трудно предугадать, будет ли это оживление постоянным явлением или оно имеет только конъюнктурный характер. Также нельзя точно сказать, как будет протекать дальнейшая эволюция этих общин.

Существуют, однако, религиозные группы, которые однозначно несут знамя секты. Одну из них представляют свидетели Иеговы. Они также являются одной из самых многочисленных и динамичных религиозных общин этого рода. Их деятельность вызывает среди верующих значительное беспокойство и сомнения, поэтому возникает большая потребность публикаций, посвященных этой секте.

Число свидетелей Иеговы во всем мире — 3,6 млн. (по данным 1989 г.), с постоянной тенденцией к росту. В 1939 году число проповедников было около 61,5 тыс., а в период второй мировой войны удвоилось: в 1945 году их было уже 127 500. Следующее увеличение в два раза произошло в течение последующих трех лет. Первый миллион был достигнут в 1966 г. В 1982 г. их было 2,5 млн. Наибольшее сосредоточение свидетелей Иеговы, насчитывающее около 820 тыс. человек, находится в США. В Европе их больше всего в ФРГ (около 130 тыс.), Италии (около 173 тыс.), Великобритании (около 117 тыс.), Франции (около 109 тыс.). Одно из первых мест по количеству членов этой секты занимает также и Польша. В Латинской Америке их больше всего в Бразилии (около 267 тыс.), в Мексике (около 277 тыс.) и в Аргентине (около 79 тыс.). В Африке самые большие группировки находятся в странах, где их деятельность началась раньше всего, то есть в 1926-27 годах. В Нигерии они насчитывают около 137 тыс., в Замбии 72 тыс., в ЮАР 45 тыс. В Азии их больше всего насчитывается в Японии (около 138 тыс.), на Филиппинах (102 тыс.) и в Корее (около 58 тыс.). Знаменательно то, что, например, в Италии во время Второй мировой войны свидетелей было 95 тысяч, в 1972 году — 25 тысяч, а сейчас их уже 172 тысячи. В Японии в 1949 году начали деятельность 6 миссионеров, которые завязали контакты с тремя последователями, вызволенными из военной заварухи. После 10 лет деятельности их было 1200, в 1969 году почти 7 тысяч, в 1979 — более 48 тыс., сегодня же — 138 тыс. В Польше число свидетелей Иеговы составляет около 92 тыс. На территории бывшего СССР число свидетелей Иеговы составляет примерно 40 тыс. (по официальным данным 1989 г.)

Группы наибольшего риска

Возникает вопрос, в какой среде или общественных группах деятельность сект приносит наибольшие результаты? На первое место я бы поставил новые, большие города. Их населяют люди, которые оставили свою среду, родственников и друзей, и оказались в новом, чужом месте. Они не знакомы здесь со своими соседями, еще не познакомились со своими коллегами по работе, часто чувствуют себя изолированными и одинокими. И нет ничего удивительного, что они завязывают знакомство с навещающими их проповедниками, не понимая того, что сама встреча была отрежиссирована в мельчайших подробностях.

Другую группу составляют люди, которые судьбой были изолированы от общества: неполноценные, больные, переживающие сложные периоды (например, смерть близких), а также все неприспособленные к условиям, в которых им пришлось жить. Следует здесь также упомянуть молодежь, которая выходит из патологических семей и переживает различные трудности с вхождением в общество. Речь идет о разбитых и деморализованных семьях, которые не удовлетворяют основные психологические потребности детей.