Kniga Nr1398

Чарльз Рассел считается инициатором создания движения исследователей Священного Писания и свидетелей Иеговы. Он родился в 1852 году в Аллеган, в Соединенных Штатах, в семье торговца. В 16 лет он оставил пресвитериан, в вере которых воспитывался, и перешел к конгрегационалистам. Через год, на 17-ом году жизни, он присоединился к методистам. А годом позднее — к адвентистам. Пребывание среди них длилось несколько дольше, и адвентисты тоже возымели значительное влияние на его мышление. От них он перенял учение о скором пришествии Христа и, как и они, оспаривал учение о бессмертной душе и чистилище. Таким образом он удовлетворил свое беспокойство, связанное с учением о судьбе, которое в достаточно смутных очертаниях он узнал, общаясь с разными вероисповеданиями.

Вскоре Рассел расстался также и с адвентистами, собрав собственный круг учеников. После нескольких лет перипетий он начал издавать журнал "Сионская башня и вестник присутствия Христа". До конца жизни, то есть до 1916 г., он был его единственным редактором. Следует отметить, что вначале Рассел был убежден, что Христос невидимым образом придет осенью 1874 г. Поэтому в название своего журнала, который начал издаваться в 1879 г., го есть пятью годами позже, он включил слова 'Вестник присутствия Христа". Редактируя "Башню", он одновременно готовил материалы для шеститомного труда под названием "Толкование Священного Писания", в котором изложил свою доктринальную программу. Работа над этим трудом заставила его пересмотреть свои взгляды. Поэтому и в своем завещании он требовал, чтобы ни одна из его статей не была подписана его фамилией. Делом Ч. Рассела было также создание в 1881 году пропагандистской корпорации "Zion's Watch Tower Tract Society".

Стоит отметить, что взгляды Рассела формировались также в условиях нарастающих общественных конфликтов, в атмосфере неуверенности в завтрашнем дне, беспокойства и безнадежности. "В 1873 году, в тот момент, когда Рассел собирал группу исследователей Священного Писания, разразился финансовый кризис, вызвав безработицу и нищету. В Пенсильвании, где Рассел развил свою деятельность, в шахтах, где рабочих использовали, не заботясь об их условиях жизни, доходило до актов насилия и террора. В самом Питсбурге, где жил Рассел, беспорядки приводили к смертельным случаям" (Р. Дерикбург, Организация и жизнь свидетелей Иеговы, "В пути", 1988 г., с. 9). Поэтому нет ничего удивительного, что Рассел также ожидал скорого пришествия нового мира, свободного от страданий и страха. Начало Первой мировой войны он интерпретировал как начало "великого гнета" непосредственно предшествующего пришествию Христа, Который расправится с сатаной и всей его системой.

Последователь Рассела, Джозеф Франклин Резерфорд также прилагал много стараний к поддержанию апокалиптических настроений. Однако уже тогда были необходимы некоторые доктринальные корректировки. Среди прочего, во время второго конгресса в Седар-Пойнт в 1922 г. было определенно, что Иисус находится на небесах не с 1874 года, как утверждал Рассел, а с 1914. Кроме того, в 1920 году Резерфорд издал брошюру под названием "Миллионы ныне живущих людей не умрут", в которой обещал миру скорую анархию, а в 1925 году начало тысячелетнего Царствия Божия на земле: "Мы можем ожидать, писал он, что в 1925 году мы станем свидетелями возвращения Авраама, Исаака, Иакова и других верующих Ветхого Завета, пробужденных и обновленных в совершенном обществе". К их пришествию он построил великолепно обставленный Beth-Sarim (Дом Князей) в Калифорнии.

Начинания Дж. Резерфорда вызвали среди исследователей Священного Писания различные споры и непонимания. Они начали делиться на сторонников и противников. Рано или поздно должно было дойти до расколов. Принципиальный раскол наступил в 1931 году. Сторонники Резерфюрда собрались на генеральном съезде в Коломбо (США, штат Огайо), создали собственную организацию и назвали ее "Свидетелями Иеговы".

Обусловленность доктрины

Представляя в общих чертах Чарльза Рассела, я сознательно ничего не говорил о его взглядах. Дело в том, что между его определениями и доктриной свидетелей Иеговы существуют некоторые различия, поэтому изложение обеих позиций могло бы вызвать у читателя некоторое замешательство. Кроме того, из движения, созданного Расселом, выделилось и существует до сегодняшнего дня ряд иных группировок, также отличающихся друг от друга: Общество исследователей Священного Писания, Объединение Свободных исследователей Священного Писания, Светское миссионерское движение "Епифания", Христианские исследователи Библии и т. д. Поэтому взгляды Рассела имеют сегодня только историческое значение.

Среди названных выше групп вероисповеданий, происходящих от Рассела, наиболее динамичной является группа свидетелей Иеговы. Их доктрина отразила названные выше условия, которые достигли апогея в американском обществе в середине XIX века.

Во-первых, это доктрина, высоко несущая знамя американского протестантизма более ста лет, поэтому во взглядах свидетелей Иеговы со всей остротой проявляется старая протестантская аргументация, направленная против культа Божией Матери и святых, главенства папской власти, таинств исповеди и священства, жертвенного характера Мессы и присутствия Христа в Евхаристии. Они также приняли типично протестантское понимание Священного Писания в его оторванности от Священного Предания и модифицированную версию учения об оправдании. Согласно свидетелям Иеговы, Божии заповеди уже не имеют обязательной силы. Учитывается только послушание их организации, через которую управляет Иегова.

Во-вторых, в организации свидетелей Иеговы не только живы антикатолические настроения американского общества, но более того, они получили идеологический фундамент. Как они считают, Католическая Церковь не только не имеет божественного происхождения, но и является основным элементом дьявольского положения вещей. Она — "великая блудница сатаны", поэтому в публикациях свидетелей Иеговы часто появляются рисунки распадающихся до основания храмов во главе с римской базиликой святого Петра. Это наступит, как они провозглашают, вскоре, когда Христос победит сатану и всех его приспешников. Католическая Церковь распространяет, по их мнению, только безнравственность и языческие (т. е. сатанинские) учения. Она никогда не сделала ничего хорошего. Вся ее современная борьба за мир и справедливость — это только игра на зрителя. Конечно, католики при первом разговоре не показывают во всей полноте такой своей позиции. Ответственные инструкции предписывают в этом отношении большую осторожность, чтобы не оттолкнуть потенциального кандидата в их организацию.

В-третьих, исследователи Священного Писания, а затем и свидетели Иеговы приняли от адвентистов апокалиптическую интерпретацию деяний. Конечно, доктрины тех и других расходятся между собой, но основные положения идентичны. Их Можно представить следующим образом: мы живем во времена, которые вскоре завершат всю предшествующую историю человечества. Для адвентистов эти времена начались в 1844 году, когда Иисус начал Свое служение в небесном храме. Для свидетелей Иеговы — в 1914 году, когда Иисус победил правящего в небе сатану, сбросил его на землю и Сам начал править в небе. Вскоре наступит решительное вмешательство Иисуса. Согласно адвентистам, это будет повторное, видимое пришествие Христа, соединенное с воскресением праведных и гибелью неправедных. Согласно свидетелям Иеговы, суть вмешательства Христа будет основываться на беспощадной битве Христа с сатаной и всей его системой. Также наступит воскресение праведников. И те, и другие ожидают начала тысячелетнего Царствия Христа. По мнению адвентистов, Христос будет царствовать в небе вместе с праведниками. Земля же будет пуста. Только сатана и его ангелы будут ее населять. В конце этого тысячелетия Христос сойдет на землю, воскреснут грешники и тогда будет сожжен огнем как сатана, так и эти грешники. По мнению свидетелей Иеговы, расправа с сатаной уже будет завершена. На небеса будет взято только 144 тысячи избранных, называемых малым стадом. Остальные праведники будут жить на земле в раю, свободном от страданий, смерти и несчастья. В конце тысячелетия воскреснут грешники, которым будет дан еще один шанс для обращения. Если они не используют его, будут несчастны навеки.

Видно, что в обеих концепциях появляется похожий сценарий, хотя в деталях он обрисован по-разному. Самое же главное представляется следующим образом: учение свидетелей Иеговы более отражает общественно-религиозную ситуацию американского общества. Его создатели, не имея достаточной богословской подготовки, не поняли того, что приняли большинство своих взглядов извне. Их понимание Священного Писания по существу являлось повторением уже существующих теорий. Их вклад заключается только в собственной переработке, поэтому поражают серьезные заявления свидетелей Иеговы о том, что предыдущие учения всех Церквей ошибочны, в то время как только они проповедуют неискаженную Божию истину.