Kniga Nr1398

Представляя в общих чертах Чарльза Рассела, я сознательно ничего не говорил о его взглядах. Дело в том, что между его определениями и доктриной свидетелей Иеговы существуют некоторые различия, поэтому изложение обеих позиций могло бы вызвать у читателя некоторое замешательство. Кроме того, из движения, созданного Расселом, выделилось и существует до сегодняшнего дня ряд иных группировок, также отличающихся друг от друга: Общество исследователей Священного Писания, Объединение Свободных исследователей Священного Писания, Светское миссионерское движение "Епифания", Христианские исследователи Библии и т. д. Поэтому взгляды Рассела имеют сегодня только историческое значение.

Среди названных выше групп вероисповеданий, происходящих от Рассела, наиболее динамичной является группа свидетелей Иеговы. Их доктрина отразила названные выше условия, которые достигли апогея в американском обществе в середине XIX века.

Во-первых, это доктрина, высоко несущая знамя американского протестантизма более ста лет, поэтому во взглядах свидетелей Иеговы со всей остротой проявляется старая протестантская аргументация, направленная против культа Божией Матери и святых, главенства папской власти, таинств исповеди и священства, жертвенного характера Мессы и присутствия Христа в Евхаристии. Они также приняли типично протестантское понимание Священного Писания в его оторванности от Священного Предания и модифицированную версию учения об оправдании. Согласно свидетелям Иеговы, Божии заповеди уже не имеют обязательной силы. Учитывается только послушание их организации, через которую управляет Иегова.

Во-вторых, в организации свидетелей Иеговы не только живы антикатолические настроения американского общества, но более того, они получили идеологический фундамент. Как они считают, Католическая Церковь не только не имеет божественного происхождения, но и является основным элементом дьявольского положения вещей. Она — "великая блудница сатаны", поэтому в публикациях свидетелей Иеговы часто появляются рисунки распадающихся до основания храмов во главе с римской базиликой святого Петра. Это наступит, как они провозглашают, вскоре, когда Христос победит сатану и всех его приспешников. Католическая Церковь распространяет, по их мнению, только безнравственность и языческие (т. е. сатанинские) учения. Она никогда не сделала ничего хорошего. Вся ее современная борьба за мир и справедливость — это только игра на зрителя. Конечно, католики при первом разговоре не показывают во всей полноте такой своей позиции. Ответственные инструкции предписывают в этом отношении большую осторожность, чтобы не оттолкнуть потенциального кандидата в их организацию.

В-третьих, исследователи Священного Писания, а затем и свидетели Иеговы приняли от адвентистов апокалиптическую интерпретацию деяний. Конечно, доктрины тех и других расходятся между собой, но основные положения идентичны. Их Можно представить следующим образом: мы живем во времена, которые вскоре завершат всю предшествующую историю человечества. Для адвентистов эти времена начались в 1844 году, когда Иисус начал Свое служение в небесном храме. Для свидетелей Иеговы — в 1914 году, когда Иисус победил правящего в небе сатану, сбросил его на землю и Сам начал править в небе. Вскоре наступит решительное вмешательство Иисуса. Согласно адвентистам, это будет повторное, видимое пришествие Христа, соединенное с воскресением праведных и гибелью неправедных. Согласно свидетелям Иеговы, суть вмешательства Христа будет основываться на беспощадной битве Христа с сатаной и всей его системой. Также наступит воскресение праведников. И те, и другие ожидают начала тысячелетнего Царствия Христа. По мнению адвентистов, Христос будет царствовать в небе вместе с праведниками. Земля же будет пуста. Только сатана и его ангелы будут ее населять. В конце этого тысячелетия Христос сойдет на землю, воскреснут грешники и тогда будет сожжен огнем как сатана, так и эти грешники. По мнению свидетелей Иеговы, расправа с сатаной уже будет завершена. На небеса будет взято только 144 тысячи избранных, называемых малым стадом. Остальные праведники будут жить на земле в раю, свободном от страданий, смерти и несчастья. В конце тысячелетия воскреснут грешники, которым будет дан еще один шанс для обращения. Если они не используют его, будут несчастны навеки.

Видно, что в обеих концепциях появляется похожий сценарий, хотя в деталях он обрисован по-разному. Самое же главное представляется следующим образом: учение свидетелей Иеговы более отражает общественно-религиозную ситуацию американского общества. Его создатели, не имея достаточной богословской подготовки, не поняли того, что приняли большинство своих взглядов извне. Их понимание Священного Писания по существу являлось повторением уже существующих теорий. Их вклад заключается только в собственной переработке, поэтому поражают серьезные заявления свидетелей Иеговы о том, что предыдущие учения всех Церквей ошибочны, в то время как только они проповедуют неискаженную Божию истину.

Указание на элементы, которые были приняты от уже существовавших исповеданий, не обозначает, что доктрина свидетелей Иеговы не имеет своих собственных специфических положений. К оригинальным теориям можно причислить специфический сценарий апокалиптических событий, придание огромного значения использованию имени Иеговы, отрицание знака Креста, отрицание божества Христа и учения о Святой Троице. Собственные элементы должны быть обязательно, поскольку существуют сами свидетели Иеговы.

III. МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЕКТЫ

Большинство людей впервые сталкивается со свидетелями Иеговы в своем доме. Они ходят от дома к дому, предлагая беседу на религиозную тему. Поэтому мы также склонны судить, что миссионерское усердие, основанное на посещении "от дома к дому" всех жителей данной территории, является главной, если не единственной, чертой данной организации.

Отсюда также непонятой или, по крайней мере, недооцененной чертой организации свидетелей Иеговы, является стремление к единогласию и руководству всеми ее членами. Воспитанию этой черты посвящается еще больше сил и времени, чем пропагандистской деятельности. Единогласие свидетелей Иеговы играет в процессе выбора новых членов еще большую роль, чем само проповедование "от дома к дому".

Чтобы понять роль единогласия в жизни этой религиозной группы, следует обратиться к одному религиозному правилу, установленному в течение нескольких десятилетий в знаменитых экспериментах американского психолога С. Е. Аша.