Kniga Nr1398

Психологов интересовал вопрос, можно ли вышеизложенное правило заметить не только в лабораторной группе, но также и в природных условиях. Так, в одном из городов США была найдена секта, члены которой верили, что в определенный день наступит конец света в виде потопа. От этой катастрофы спасутся только они одни, так как они будут спасены пришельцами с того света. Когда приблизился назначенный день потопа, верующие приготовились к нему, среди прочего, избавляясь от всех металлических предметов.

Как же они вели себя, когда пророчество не сбылось? Можно было наблюдать два типа реакций. Те, кто ожидал потопа вне основной группы, потеряли веру. Те же, кто был в группе, несмотря на ясно видимое неисполнение пророчества, не потеряли веру. Все события были интерпретированы как знак Божией благодати. Это Бог, благодаря их вере, как они говорили, отвратил несчастье, грозившее миру. Они же, убежденные в своей исключительной роли, начали пропагандировать свою группу, выступая в прессе и на телевидении (см. Психология, Варшава, 1977 г., с. 160-161).

Это событие поразительно напоминает поведение сторонников Вильяма Миллера, которые также, вопреки очевидным фактам, утверждали, что, согласно обещаниям, Христос пришел в назначенный день 22 октября 1844 г. Были пересмотрены только способ и место пришествия.

Этот пример показывает, что единодушная община может внушить своим членам самые неправдоподобные и даже противоречащие фактам утверждения. Следовательно, нет ничего удивительного, что в организации свидетелей Иеговы любой ценой стремятся к достижению единогласия. Рассмотрим некоторые способы достижения этой цели.

Система собраний

Первым методом является очень развитая система собраний. Каждый свидетель Иеговы обязан участвовать в пяти собраниях: занятиях "Сторожевой башни", общинных изучениях книги, публичных лекциях, теократической школе Службы Проповедников и собраниях службы. Участники не только должны посвящать им около пяти часов в неделю, но еще и должны готовиться к каждому из них. Если принять во внимание еще и так называемые индивидуальные занятия, участие в разного рода мероприятиях, и прежде всего в посещении домов, то мы видим огромное количество времени, посвящаемого организации. В результате этого свидетели не имеют времени для свободного чтения журналов и книг, просмотра телепередач или участия в иного рода встречах, кроме их секты. Ритм обязанностей создает определенные идеологические барьеры. И, наконец, инструкции руководителей ясно предостерегают от просмотра телепередач, светских лекций, знакомств и дружбы с людьми, не принадлежащими к секте.

Система однородных публикаций

Другим способом консолидации секты является специфический характер публикаций. У них нет работ самостоятельных авторов, все тексты готовит Редакционный Комитет, работающий с 1931 года анонимно. Кроме книг издаются два журнала: "Сторожевая башня" и "Пробудитесь!'" "Каждая статья, которая должна появиться в "Сторожевой башне" или "Пробудитесь!", и каждая приготовленная страница, в том числе и графические работы, должны быть перед печатью внимательно просмотрены специально назначенными членами Руководящего Органа" (S 13/С VIII, с. 27). Одобренная к печати публикация на английском языке становится основой переводов на все другие языки. Кроме обработанных Редакционным Комитетом и одобренных Руководящим Органом текстов, среди свидетелей Иеговы не могут распространяться и изучаться никакие иные работы. Руководящий Орган предлагает, чтобы, по мере возможности, во всех странах придерживались одновременно той же самой позиции.

"Сторожевая башня" имеет характер не только органа правления организации, но также и пособия, которое каждый член секты обязан тщательно изучать. Обычно ее читают два раза: один раз лично, второй — во время собрания, называемого изучением "Сторожевой башни". Тексты отдельных статей "Сторожевой башни" делятся на короткие, из нескольких предложений, отрывки. Почти в каждом из них находятся ссылки на Библию, от чего у читателя создается впечатление, что все написанное имеет солидное обоснование в Боговдохновенных Книгах.

Книжные публикации изучаются на собраниях, называемых общинными изучениями книги. Они проходят подобным же образом, с тем различием, что проходят в малых группах в домах, в то время как изучение "Сторожевой башни" проходит при благоприятных условиях в помещении общины, называемом Королевским Залом. Изучение книги обеспечивает систематическое изложение всей доктрины или всестороннее рассмотрение какого-либо ее аспекта. В 1985-86 гг. предметом очень тщательного изучения было новое, прекрасно проиллюстрированное, изданное на территории ФРГ, в Селтерне, пособие под названием "Ты сможешь жить вечно в земном раю". Сейчас эта книга в руках свидетелей Иеговы оказывает основную помощь в агитационной деятельности, служа пособием так называемого библейского обучения для начинающих приверженцев секты.

Благодаря постоянно издаваемым публикациям, все свидетели Иеговы во всем мире читают идентичные тексты, благодаря чему введение каждого нового положения, каждой новой интерпретации, даже самой неожиданной, происходит благодаря единогласию. Это имеет огромное значение для результативного руководства убежденными членами секты. Стоит отметить, что и собрания, называемые публичными лекциями, не проходят вне определенных свыше границ. Проповедники получают от Руководящего Органа очень подробный конспект. В нем определяется время, предназначенное для чтения отдельных фрагментов, и делаются ссылки на конкретные статьи "Сторожевой башни", которыми нужно пользоваться. Как правило, он содержит также указания, какие библейские тексты необходимо прочитать, и каким образом это сделать (например, лично, разделившись по ролям, с привлечением других людей, в форме конспекта и т. п.).