Kniga Nr1398

Свидетели Иеговы широко используют механизм вынужденной и целенаправленной вербализации. Он основан на том, что данный человек склоняется к произнесению определенных утверждений, и таким образом формируются его убеждения. Ставшие уже классическими эксперименты американских психологов Леона Фестингера и Дж. Мервела Карлсмит63а подтверждают высокую результативность такого метода: исследователи велели студенткам выполнить ряд скучных и монотонных заданий. Затем предложили говорить своей подруге неправду относительно характера выполненных заданий. Некоторым студенткам было дано за это 20 долларов, некоторым только один. После окончания первой фазы эксперимента кто-нибудь другой спрашивал "обманщиц'", как им понравилась выполняемая во время исследования работа. Студентки, получившие по 20 долларов, говорили, в соответствии с действительным положением вещей, что работа была скучной. Получившие же по одному доллару оценили свою работу как приятную.

Подобное правило подтвердил Артур К. Кохен в области более сложных вопросов: о жестокости полиции, легализации торговцев марихуаной и т. д. В одном из экспериментов он склонил студентов университета написать работу, в которой выступить, вопреки своим убеждениям, с горячей зашитой полиции (это было после студенческих выступлений, во время которых полиция из Нью-Гавена вела себя очень жестоко). В результате у студентов, получивших очень низкое вознаграждение, сформировалось более доброжелательное отношение к полиции, чем у тех, кто получил большую награду. Описанную закономерность объясняет общая психология, опираясь на концепцию познавательного диссонанса. Но независимо от конкретных объяснений, существуют данные, подтверждающие значение вербализации в процессе формирования сознания и убеждений. В определенных условиях реализуется принцип: "сказать — значит поверить". Используя это правило, свидетели Иеговы стремятся к тому, чтобы каждый член организации с самого начала как можно больше говорил то, что, по их мнению, он должен говорить. Таким образом формируются его убеждения.

Вербализация в рамках собраний

На способе говорить основаны также собрания общины и курсы ''Сторожевой башни". Курсы проходят таким образом: председатель собрания просит одного человека из присутствующих громко прочитать текст данного абзаца. Остальные следят за данным отрывком в собственных экземплярах. Также все находят библейские цитаты, обозначенные в сносках. Каждый из этих отрывков также зачитывается вслух одним из членов группы. Следующий читает контрольные вопросы к тексту. Присутствующие стараются дать на них ответ своими словами. После объяснения возможных неясностей переходят к следующему абзацу. Так убеждения членов формируются не только стремлением к единогласию, но также путем использования механизма вербализации.

В секте члены не только говорят, но также овладевают техникой проведения дискуссии и убеждения других. Этому служат два следующих собрания, а именно Теократическая Школа службы проповедников и собрание службы.

Теократическая Школа службы проповедников готовит членов общины к проведению разговоров и дискуссий во время проповедования "от дома к дому", а также в других обстоятельствах. Обучение проходит по пособию под названием "Руководство для Теократической Школы службы проповедников". Участники курсов по очереди произносят короткие речи, которые оцениваются одним из ответственных за обучение старших. Специальный формуляр оценок содержит около 35-40 рубрик, в которых ставятся оценки и замечания по поводу различных аспектов произношения речи. В рамках этого обучения затрагиваются даже такие мелкие детали, как сила голоса, использование пауз, модуляции, применение ударений, жестов. Обращается внимание на внешний вид и мимику, уверенное поведение, ясность языка, стиль речи, правильность произношения, логичность и связность речи, эмоциональная привлекательность, распланированность отдельных частей речи и десятки других элементов. Каждый аспект и элемент искусства проповеди рассматривается в самых различных ситуациях. Специальные брошюры содержат примеры начала разговора, когда, например, кто-то улыбается или не улыбается, когда хозяин занят, когда кто-то убирается в помещении, когда к двери подойдет женщина или мужчина, когда кто-то говорит: "Я слишком стар", когда кто-то говорит: "Меня это не интересует", во время праздников, в поезде, в ресторане, в очереди и т. д.

Собрание службы "посвящено обсуждению методов свидетельствования на территории общины". Оно представляет собой своего рода конкретизацию принципов, данных в предыдущей форме обучения. Специфика этой встречи основана на более подробном обсуждении конкретных ситуаций, возникающих во время проповеднической деятельности на территории, принадлежащей общине. Опираясь на собранную информацию и опыт, определяется способ разрешения индивидуальных проблем. Более того, опираясь на отчеты отдельных членов о проведенной работе, определяются конкретные планы и задачи на будущее. Решающей во всем этом нормой является указание смотрителя области или округа, которое принимается без обсуждения.

Механизм вербализации применяется в секте также таким образом, что каждый член организации должен постоянно исполнять функцию проповедника. Проповедование доктрины — это основная задача каждого свидетеля Иеговы, от которой никто не может отказываться, даже если бы он был приглашен в самые ответственные организации. Он должен проповедовать во всех случающихся ситуациях и обстоятельствах.

Не менее важным методом является проповедование "от дома к дому". По нынешний день работа от дома к дому с журналами "Пробудитесь!" и "Сторожевая башня" остается во многих странах, как пишут свидетели Иеговы, "одним из лучших методов систематического подхода к людям с благой вестью" (S 5/С I, с 9).

Метод "от дома к дому"