Kniga Nr1398

В секте члены не только говорят, но также овладевают техникой проведения дискуссии и убеждения других. Этому служат два следующих собрания, а именно Теократическая Школа службы проповедников и собрание службы.

Теократическая Школа службы проповедников готовит членов общины к проведению разговоров и дискуссий во время проповедования "от дома к дому", а также в других обстоятельствах. Обучение проходит по пособию под названием "Руководство для Теократической Школы службы проповедников". Участники курсов по очереди произносят короткие речи, которые оцениваются одним из ответственных за обучение старших. Специальный формуляр оценок содержит около 35-40 рубрик, в которых ставятся оценки и замечания по поводу различных аспектов произношения речи. В рамках этого обучения затрагиваются даже такие мелкие детали, как сила голоса, использование пауз, модуляции, применение ударений, жестов. Обращается внимание на внешний вид и мимику, уверенное поведение, ясность языка, стиль речи, правильность произношения, логичность и связность речи, эмоциональная привлекательность, распланированность отдельных частей речи и десятки других элементов. Каждый аспект и элемент искусства проповеди рассматривается в самых различных ситуациях. Специальные брошюры содержат примеры начала разговора, когда, например, кто-то улыбается или не улыбается, когда хозяин занят, когда кто-то убирается в помещении, когда к двери подойдет женщина или мужчина, когда кто-то говорит: "Я слишком стар", когда кто-то говорит: "Меня это не интересует", во время праздников, в поезде, в ресторане, в очереди и т. д.

Собрание службы "посвящено обсуждению методов свидетельствования на территории общины". Оно представляет собой своего рода конкретизацию принципов, данных в предыдущей форме обучения. Специфика этой встречи основана на более подробном обсуждении конкретных ситуаций, возникающих во время проповеднической деятельности на территории, принадлежащей общине. Опираясь на собранную информацию и опыт, определяется способ разрешения индивидуальных проблем. Более того, опираясь на отчеты отдельных членов о проведенной работе, определяются конкретные планы и задачи на будущее. Решающей во всем этом нормой является указание смотрителя области или округа, которое принимается без обсуждения.

Механизм вербализации применяется в секте также таким образом, что каждый член организации должен постоянно исполнять функцию проповедника. Проповедование доктрины — это основная задача каждого свидетеля Иеговы, от которой никто не может отказываться, даже если бы он был приглашен в самые ответственные организации. Он должен проповедовать во всех случающихся ситуациях и обстоятельствах.

Не менее важным методом является проповедование "от дома к дому". По нынешний день работа от дома к дому с журналами "Пробудитесь!" и "Сторожевая башня" остается во многих странах, как пишут свидетели Иеговы, "одним из лучших методов систематического подхода к людям с благой вестью" (S 5/С I, с 9).

Метод "от дома к дому"

Метод "от дома к дому" — без сомнения, характерная черта организации свидетелей Иеговы и самое результативное средство в их деятельности, поэтому он заслуживает подробного описания. Его проводит каждая община, получая определенную территорию деятельности, которая в свою очередь делится на меньшие районы, которые называются частичными территориями, разделенными между отдельными проповедниками. Принцип заключается в том, что каждый житель территории должен, самое меньшее раз в полгода, быть навещен проповедниками. Эта форма работы проводится двумя людьми: опытным проповедником и таким, который только набирается опыта в этой области. Иногда два опытных проповедника могут соединить свои территории с целью их совместной обработки — это называется групповым свидетельством.

Огромное значение придается внешнему виду отдельных проповедников. Одежда должна быть чистой, аккуратной и опрятной, она не может быть экстравагантной и слишком дорогой. Также и прическа должна быть аккуратной, но не претенциозной. В инструкциях можно найти даже упоминание о том. что одежда должна быть выглажена, а пуговицы пришиты. Все замечания и пожелания старших общины на тему внешнего вида должны приниматься беспрекословно. Проповедование "от дома к дому" нужно повторять по многим причинам. Ведь не только на данной территории меняются жильцы, но может так случиться, что в следующий раз двери квартиры откроет другой член семьи, по-другому настроенный к свидетелям Иеговы. Даже тогда, когда открывает тот же самый человек, он может быть в другом настроении или в иной жизненной ситуации (болезнь, смерть близких и т. д.). Поэтому также нельзя отказаться от повторения визитов.

Сценарий встречи

В обучении проповедников очень большое внимание уделяется обсуждению и проработке каждой мельчайшей особенности. Инструкции объясняют, как нужно вести себя в то время, когда жилец открывает дверь, в зависимости от существующей ситуации, его возраста, пола, внешнего вида и т. д. Все сводится к тому, чтобы получить "приглашение войти, потому что, оказавшись внутри квартиры, ты можешь сделать значительно больше (...). Если тебя не пускают внутрь, тогда сразу приступай к делу, назови цель своего визита и сделай свидетельство у двери. Не заводи беседу слишком далеко в ситуации, когда можешь оказаться скомпрометированным, и не задавай язвительных вопросов. Будь всегда положительным и невозмутимым".

Независимо от того, где проходит первый разговор, проповедники должны стремиться среди прочего предложить литературу. Для большего впечатления нужно иметь при себе также литературу на иностранных языках, а также "добавлять, что эту книгу прочитало уже несколько миллионов человек". Одновременно нужно обращать внимание на то, чтобы не перегружать литературой, потому что это может утомить жильца и показаться ему слишком сложным.