Kniga Nr1398

Недопустимые интерпретации

Представленные здесь кратко положения свидетелей Иеговы занимают значительное место в их доктрине. В пособии для библейского обучения описание счастливой жизни в раю на земле занимает две главы: Глава 1 — "Жизнь вечная — не несбыточная мечта" и глава 19 — "Райская земля после Армагеддона". Сатане и его деятельности также посвящены две главы: глава 2 — "Враг вечной жизни" и глава 10 — “Сила злых духов”. "Спорный вопрос" рассматривается в главе 11 — "Почему Бог допускает зло?" и в главе 12 — "Ты вовлечен в нерешенный спорный вопрос". Знамения "судного дня" представлены в главе 18 — "Конец света близок!"

Что обо всем этом можно сказать? Здесь следует помнить, что в учении католической Церкви истины о повторном пришествии Христа, Последнем Суде и вечной жизни принадлежат к самым главным во всей доктрине. Поднимая полемику о том, что проповедуют свидетели Иеговы, ни на момент нельзя забыть, что пришествие Христа может наступить в любой момент. Поэтому христианин должен быть человеком бодрствующим: "Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи, и вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему" (Лк 12, 35-36).

Но это не означает, что мы должны некритически воспринимать то, чему в данный момент учат свидетели Иеговы. Главное возражение касается употребляемых ими терминов. По этой теории события, которые кратко именуются "концом света", не могли наступить до 1914 года. Из этого вытекает, что если бы образ мышления свидетелей Иеговы (особенно их хронологические расчеты) были бы известны, например, уже в первых веках, тогда из веры целых поколений верующих исчезло бы ожидание пришествия Христа. Хронология свидетелей Иеговы исключает такую возможность до 1914 года. Следующие возражения касаются отдельных элементов проповедуемой ими доктрины.

1. Книга Иова говорит исключительно о ситуации с одним человеком. Бог допустил, чтобы сатана испытал только Иова. Ни одно упоминание не дает нам права этот единичный случай распространить на все человечество. Также и текст Книги Бытия не дает нам права никоим образом утверждать, что Бог начал какой-либо спор или соперничество с сатаной. Даже наоборот. Он говорит библейскому змею слова, которые не содержат каких-либо намеков на спор: "И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми, ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей. И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее, оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту" (Быт 3, 14-15). Следовательно, вся формулировка так называемого спорного вопроса — это плод буйной фантазии, а не прочтение библейских слов. 2. Какие следствия вытекают из положения, что Бог позволил сатане властвовать вопреки Себе? Во-первых, миром управляет не Бог, а сатана. Во-вторых, Бог для того, чтобы доказать сатане, что его упреки несправедливы, жертвует всем человечеством, и потому сатана имеет неограниченное влияние прямо на человека. Если принять способ мышления свидетелей Иеговы, то следует, что он может каждого из людей, живущих на протяжении всей истории, безнаказанно лишить имущества, семьи, здоровья и всех иных ценностей только для того, чтобы в конце кондов ничего не доказать и ничего не получить. История человечества, которая в христианском понимании является историей спасения, в трактовке свидетелей Иеговы становится историей бессмысленного спора, бессмысленного соперничества между Богом и сатаной. Более того, из доктрины свидетелей Иеговы следует, что в течение всей жизни человечества Бог по сути дела мало что имеет сказать, если вся существующая система является делом сатаны. Бог практически не делает ничего, кроме подготовки к последней битве с сатаной и его сподвижниками в день Армагеддона.

Конечно, Священное Писание называет сатану князем этого мира. Никто этого не отрицает. Однако, нужно помнить, что слово "мир" в Священном Писании имеет различное значение. Оно может обозначать всю существующую вселенную, тогда мы говорим о мире, сотворенном Богом. В другом месте оно может обозначать все человечество, поэтому Христос говорит Апостолам: "Идите в мир". Наконец, слово "мир" — термин, обозначающий мир греха и зла, сфера владения сатаны. Часто в Священном Писании, особенно в Новом Завете, чтобы подчеркнуть третье значение слова "мир", добавляется местоимение "этот" (греческое tou). И здесь сатана называется "князем этого мира" (Ин 12, 31; 14, 30; 16, 10), или "богом этого мира" (2 Кор 4, 4). Поэтому ни в коем случае нельзя согласиться с интерпретацией свидетелей Иеговы, которая вообще не обращает внимания на вышеописанные отличия и потому приводит к ошибочным выводам. Быть князем мира зла и греха не означает быть князем всего человечества и всех общественных государственных и политических институтов.

Неправильно и обращение к сцене искушения Иисуса Христа. Свидетели Иеговы не видят его специфического литературного характера и интерпретируют его дословно. Поэтому фразы, взятые из всего этого отрывка, они трактуют как окончательные выводы, не подлежащие обсуждению. Если это так, то следовало бы спросить: где находится гора, с которой видны все царства мира, являющиеся якобы собственностью сатаны?

Более того, из доктрины свидетелей Иеговы вытекает, что единственным достижением Бога до сих пор было только свержение сатаны с неба и взятие там власти Иисусом. Оказывается, даже Христос должен был ждать этого аж до 1914 года...

3.Тексты, содержащие так называемую эсхатологическую речь Иисуса, относятся в принципе к последним временам, но не только. Согласно св. Матфею, Иисус отвечает на два вопроса. Ибо ученики, слыша обещание о разрушении храма, спрашивали: "Скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?" (Мф 24, 3). В то же время в Евангелии от Марка и Луки ученики спрашивают только о времени разрушения храма. В ответе на этот вопрос содержатся упоминания о войнах, голоде и гонениях. В связи с этим библеисты никогда не определяли однозначно, где проходит граница между двумя темами. Свидетели Иеговы не имеют, естественно, в этом вопросе ни малейшего сомнения. Они считают, что единственная возможная и разумная интерпретация содержится в их публикациях.

4.Если судить по современным событиям, Бог, согласно свидетелям Иеговы, совершенно пассивен. Не только правительства и международные организации, но и все религии во главе с католической Церковью — все это орудия сатаны. Бог начнет действовать только в день Армагеддона, чтобы с удовлетворением закончить так называемый спорный вопрос: чтобы показать сатане, что все его упреки были безосновательны, а его правление ничего хорошего не принесло.

5. Удивляет только одно, что свидетели Иеговы, которые отвергают все авторитеты при интерпретации Священного Писания, для удостоверения подлинности своего учения прибегают к мирским авторитетам. Конечно, десяток или несколько десятков соответственно подобранных цитат могут произвести достаточно сильное впечатление. Однако, в сопоставлении с серьезными научными публикациями, они могут восприниматься исключительно как историографические рассуждения отдельных авторов.