Kniga Nr1398

Конечно, Священное Писание называет сатану князем этого мира. Никто этого не отрицает. Однако, нужно помнить, что слово "мир" в Священном Писании имеет различное значение. Оно может обозначать всю существующую вселенную, тогда мы говорим о мире, сотворенном Богом. В другом месте оно может обозначать все человечество, поэтому Христос говорит Апостолам: "Идите в мир". Наконец, слово "мир" — термин, обозначающий мир греха и зла, сфера владения сатаны. Часто в Священном Писании, особенно в Новом Завете, чтобы подчеркнуть третье значение слова "мир", добавляется местоимение "этот" (греческое tou). И здесь сатана называется "князем этого мира" (Ин 12, 31; 14, 30; 16, 10), или "богом этого мира" (2 Кор 4, 4). Поэтому ни в коем случае нельзя согласиться с интерпретацией свидетелей Иеговы, которая вообще не обращает внимания на вышеописанные отличия и потому приводит к ошибочным выводам. Быть князем мира зла и греха не означает быть князем всего человечества и всех общественных государственных и политических институтов.

Неправильно и обращение к сцене искушения Иисуса Христа. Свидетели Иеговы не видят его специфического литературного характера и интерпретируют его дословно. Поэтому фразы, взятые из всего этого отрывка, они трактуют как окончательные выводы, не подлежащие обсуждению. Если это так, то следовало бы спросить: где находится гора, с которой видны все царства мира, являющиеся якобы собственностью сатаны?

Более того, из доктрины свидетелей Иеговы вытекает, что единственным достижением Бога до сих пор было только свержение сатаны с неба и взятие там власти Иисусом. Оказывается, даже Христос должен был ждать этого аж до 1914 года...

3.Тексты, содержащие так называемую эсхатологическую речь Иисуса, относятся в принципе к последним временам, но не только. Согласно св. Матфею, Иисус отвечает на два вопроса. Ибо ученики, слыша обещание о разрушении храма, спрашивали: "Скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?" (Мф 24, 3). В то же время в Евангелии от Марка и Луки ученики спрашивают только о времени разрушения храма. В ответе на этот вопрос содержатся упоминания о войнах, голоде и гонениях. В связи с этим библеисты никогда не определяли однозначно, где проходит граница между двумя темами. Свидетели Иеговы не имеют, естественно, в этом вопросе ни малейшего сомнения. Они считают, что единственная возможная и разумная интерпретация содержится в их публикациях.

4.Если судить по современным событиям, Бог, согласно свидетелям Иеговы, совершенно пассивен. Не только правительства и международные организации, но и все религии во главе с католической Церковью — все это орудия сатаны. Бог начнет действовать только в день Армагеддона, чтобы с удовлетворением закончить так называемый спорный вопрос: чтобы показать сатане, что все его упреки были безосновательны, а его правление ничего хорошего не принесло.

5. Удивляет только одно, что свидетели Иеговы, которые отвергают все авторитеты при интерпретации Священного Писания, для удостоверения подлинности своего учения прибегают к мирским авторитетам. Конечно, десяток или несколько десятков соответственно подобранных цитат могут произвести достаточно сильное впечатление. Однако, в сопоставлении с серьезными научными публикациями, они могут восприниматься исключительно как историографические рассуждения отдельных авторов.

Поколение 1914 года

Изложенные выше критические замечания имеют целью показать, что доктрина свидетелей Иеговы только для вида опирается на Библию. Отдельные пункты этой доктрины базируются на приписывании Священному Писанию положений, которых оно не содержит. Более того, из доктрины свидетелей Иеговы следует, что "конец света" не мог наступить до 1914 года. Это значит, что целые поколения исповедующих Христа напрасно ожидали Его второго пришествия во славе.

Но доктрина свидетелей Иеговы определяет время "конца света" не только датой 1914 г., но и посредством тезиса о "поколении 1914 года". Как уже было сказано, обещанного Армагеддона дождется поколение, которое было свидетелем событий 1914 года. Таким образом исполнятся слова Иисуса, который в своей эсхатологической речи сказал: "Не прейдет род сей, как все сие будет". (Мф 24, 34).

Проповедуемая в течение нескольких десятилетий доктрина о поколении 1914 года определяет, что к нему принадлежат люди, которые были в состоянии понять разыгрывавшиеся тогда события, и могут их засвидетельствовать. Полагается, что как минимальный возраст можно принять даже 15 лет. Следовательно, самые младшие представители этого поколения родились в 1899 г. В одном из номеров "Пробудитесь!", вышедшем на рубеже шестидесятых-семидесятых годов, в статье под названием "Что принесут семидесятые годы?" мы читаем: "Если даже принять, что 15-летние дети были настолько взрослыми, чтобы понять значение того, что произошло в 1914 году, то самые младшие из этого поколения имеют уже по 70 лет. А, следовательно, большинство поколения, о котором говорил Иисус, уже умерло. Остальные уже в близком к этому возрасте. Но будем помнить, что Христос сказал, что конец нынешнего нечестивого мира наступит прежде, чем полностью прейдет род сей. Уже одно это доказывает, что до обещанного конца света осталось несколько лет".

С момента написания этих строк прошло более 20 лет. Людям, имевшим в 1914 году такой возраст, чтобы с пониманием воспринимать все происходящее тогда, когда начались "последние дни", сейчас более 90 лет. Сколько их еще осталось? Представляют ли они еще собой поколение? Конец нынешней системы вещей, как это технически называют свидетели Иеговы, должен наступить вот-вот. А если еще не наступит? В этой ситуации предпринята корректировка проповедуемой доктрины. А именно признано, что члены поколения 1914 года — это также и те, кто имел тогда пару лет, и даже те, кто родился в том году. Журнал "Пробудитесь!" без какого-либо оправдания утверждает: "О каком поколении здесь говорится? О том, которое увидело начало исполнения пророчества Иисуса, или о людях, живущих в 1914 году (...). С той поры многие из них умерли. Родившимся в историческом 1914 году сейчас 71 год (в 1985 — прим. Т. П.), иным же, жившим уже тогда, исполнилось уж по 80. 90 и даже 100 лет. Но число их быстро уменьшается" ("Пробудитесь!" LXVI, н. 4).

Вот именно. Благодаря такой операции было произведено "омоложение" интересующего нас поколения на 15 лет. Но ведь, таким образом, это была импровизация. Прошло некоторое время. Этот же самый журнал информирует: "В США, Великобритании и Японии примерно третья часть людей, живших в 1914 году, умерла во время с 1970 по 1980 год. В 1980 году во всем мире было еще 15%, живших в 1914 году. Сколько времени может еще продлиться существование этого поколения?"