Kniga Nr1398

1. Ища ответ на этот вопрос, свидетели Иеговы указывают на главу 4 в Книге Даниила, содержащую видение мощного дерева. Множество его плодов всем давало пищу, а в его ветвях гнездились многие птицы. В определенный момент "нисшел с небес Бодрствующий и Святый" и приказал срубить дерево и обрубить ветви. "Но главный корень его оставьте в земле, и пусть он в узах железных и медных среди полевой травы орошается небесною росою, и с животными пусть будет часть его в траве земной. Сердце человеческое отнимется от него и дастся ему сердце звериное, и пройдут над ним семь времен" (Дан 4, 12-13).

Для объяснения этого сна был призван Даниил. Он объяснил царю, что это он — то большое дерево. Уничтожение дерева обозначает, что он будет отлучен от людей и будет обитать среди зверей: "Травою будут кормить тебя, как вола, росою небесною ты будешь орошаем, и семь времен пройдут над тобою, доколе познаешь, что Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его кому хочет. А что поведено было оставить главный корень дерева, это значит, что царство твое останется при тебе, когда ты познаешь власть небесную" (Дан 4, 22-23).

Свидетели Иеговы действительно признают, что дерево символизирует Навуходоносора. Но царь Навуходоносор был вынужден узнать, что властвует кто-то выше его, а именно "Всевышний", "Царь небес", Бог Иегова. А потому это достигающее неба дерево представляет собой нечто самое важное, верховную власть Бога, особенно по отношению к нашей земле. Выразителем власти Иеговы было в течение определенного времени царство, которое Он поставил над израильским народом. Поэтому о царях из поколения Иуды, царствующих над Израилем, говорили, что они восседают на престоле Иеговы (1 Пар 29, 23; СЖ, с. 138-139).

Падение дерева на "семь времен", следовательно, фактически обозначает, говорят свидетели Иеговы, падение власти царя, представляющего Божие правление. Когда же пройдут эти "семь времен", наступит возрождение Давидовой династии, представляющей Божие Царство.

2.В этой ситуации возникает вопрос: что обозначает "период времени" или "время"? Как долго может оно доиться? С этой целью свидетели Иеговы обращаются к тексту Откровения св. Иоанна. В видении жены и дракона (гл. 12) мы находим следующее предложение: "А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней" (Откр 12, 6). Чуть дальше читаем: "И даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню в свое место от лица змия и там питалась в продолжение времени, времен и полвремени" (Откр 12, 14). Сопоставляя период 1260 дней с предложение "время и времена и полвремени" они делают вывод, что этот оборот нужно понимать как "1 время и 2 времени и половина времени". Почему? Потому что уже упоминаемые 1260 дня — это 42 месяца (42 * 30 = 1260) или 3 с половиной года. Если же время означает год, получаем: 1 время (год) + 2 времени (года) + 1/2 времени (года) = 1260 дней.

3. Если из текста Откровения следует, что "время" — это синоним года, то разве "семь времен" в Книге Даниила не обозначают 7 лет?

По мнению свидетелей Иеговы, нельзя принять такую аргументацию. Почему? Потому что падение династии Давида, символизированной падением дерева, и наступление "языческих времен" продолжалось больше 7 лет. В любом случае, оно продолжалось еще во времена Христа, раз Он сказал: "И Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников" (Лк 21, 24).

В этой ситуации они вводят новый "коэффициент". Опираясь на два упоминания, содержащиеся в Книге Чисел 14, 34 и Иез 4, 5, они применяют принцип, что каждый день из тех символических лет будет обозначать год. В предыдущем установлении 360 дней приняты в качестве эквивалента года по еврейскому календарю (12 * 30). Семь лет — это 7 * 360 = 2520 дней. В то же время после введения нового эквивалента "год за день" мы получаем период 2520 лет, которые, считая с 607 г. до н. э. (падение Иерусалима), заканчиваются в 1914 году. Таким образом, получается эта знаменательная дата, завершающая времена язычников и начинающая "последние дни".

Необоснованные коэффициенты

Что дают описанные выше рассуждения? Чтобы ответ был достаточно исчерпывающим, нужно проанализировать каждый шаг аргументации свидетелей Иеговы.

1. Прежде всего, вызывает протест интерпретация, которую свидетели Иеговы навязывают видению дерева из Книги Даниила. Если сон Навуходоносора пророк Даниил трактует однозначно, нельзя навязывать противоположное значение. Ведь это — попытка исправить автора Библии. Даниил в образе дерева видит Навуходоносора, а в образе оков — ого врагов, тогда как свидетели Иеговы говорят о дереве как о символе таинственного царствия Божия. Если это дерево, также перед его гибелью, должно символизировать царство (властвование) Божие, а его выражением должны были быть иудейские цари, то доходит до гротеска. Ибо в Библии о них говорится, мягко говоря, не очень лестно. Чтение 2 Книги Царств и 2 Книги Паралипоменон может дать значительный материал на эту тему. В любом случае, навязывание библейским текстам смысла, противоположного содержащемуся в них, нельзя назвать иначе, как проявлением невежества.

2.С коэффициентом "времени" из Откровения на конкретное число дней в конце концов можно согласиться. Соседство двух предложений из 12 главы и факт, что они касаются одного и того же видения, оправдывают утверждение, что 1260 дней — это "время и (два) времени и половина времени". Однако перенесение этого коэффициента в Книгу Даниила уже очень сомнительно. Ведь нужно помнить, что и Книга Даниила, и Откровение имеют специфический характер. А именно — это книги, представляющие апокалиптическую литературу. Она была популярна во времена на рубеже Ветхого и Нового Заветов. Частое упоминание видений, чисел и приводящих в ужас образов носило символический характер и было подчинено композиции и стилю этого рода литературы. Операции свидетелей Иеговы скорее напоминают американскую бухгалтерию, чем серьезную экзегезу библейского текста.