Kniga Nr1398

В этой ситуации они вводят новый "коэффициент". Опираясь на два упоминания, содержащиеся в Книге Чисел 14, 34 и Иез 4, 5, они применяют принцип, что каждый день из тех символических лет будет обозначать год. В предыдущем установлении 360 дней приняты в качестве эквивалента года по еврейскому календарю (12 * 30). Семь лет — это 7 * 360 = 2520 дней. В то же время после введения нового эквивалента "год за день" мы получаем период 2520 лет, которые, считая с 607 г. до н. э. (падение Иерусалима), заканчиваются в 1914 году. Таким образом, получается эта знаменательная дата, завершающая времена язычников и начинающая "последние дни".

Необоснованные коэффициенты

Что дают описанные выше рассуждения? Чтобы ответ был достаточно исчерпывающим, нужно проанализировать каждый шаг аргументации свидетелей Иеговы.

1. Прежде всего, вызывает протест интерпретация, которую свидетели Иеговы навязывают видению дерева из Книги Даниила. Если сон Навуходоносора пророк Даниил трактует однозначно, нельзя навязывать противоположное значение. Ведь это — попытка исправить автора Библии. Даниил в образе дерева видит Навуходоносора, а в образе оков — ого врагов, тогда как свидетели Иеговы говорят о дереве как о символе таинственного царствия Божия. Если это дерево, также перед его гибелью, должно символизировать царство (властвование) Божие, а его выражением должны были быть иудейские цари, то доходит до гротеска. Ибо в Библии о них говорится, мягко говоря, не очень лестно. Чтение 2 Книги Царств и 2 Книги Паралипоменон может дать значительный материал на эту тему. В любом случае, навязывание библейским текстам смысла, противоположного содержащемуся в них, нельзя назвать иначе, как проявлением невежества.

2.С коэффициентом "времени" из Откровения на конкретное число дней в конце концов можно согласиться. Соседство двух предложений из 12 главы и факт, что они касаются одного и того же видения, оправдывают утверждение, что 1260 дней — это "время и (два) времени и половина времени". Однако перенесение этого коэффициента в Книгу Даниила уже очень сомнительно. Ведь нужно помнить, что и Книга Даниила, и Откровение имеют специфический характер. А именно — это книги, представляющие апокалиптическую литературу. Она была популярна во времена на рубеже Ветхого и Нового Заветов. Частое упоминание видений, чисел и приводящих в ужас образов носило символический характер и было подчинено композиции и стилю этого рода литературы. Операции свидетелей Иеговы скорее напоминают американскую бухгалтерию, чем серьезную экзегезу библейского текста.

3.Как оценить использование принципа "год за день"? Следует обратиться к двум библейским упоминаниям на эту тему. Книга Чисел говорит о приближении иудеев к Земле Обетованной. Моисей высылает соглядатаев, которые через 40 дней возвращаются, изведав страну. Некоторые распространяют фантастические сведения: "Земля, которую проходили мы для осмотра, есть земля, поядающая живущих на ней, и весь народ, который видели мы среди ее, люди великорослые. Там видели мы и исполинов, сынов Енаковых, от исполинского рода, и мы были в глазах наших пред ними, как саранча, такими же были мы и в глазах их" (Числ 13, 32-33). Под влиянием таких сведений иудеи теряют веру в Божию помощь и ропщут против Моисея. Тогда Бог обещает, что все ропщущие не войдут в Обетованную Землю: "По числу сорока дней, в которые вы осматривали землю, вы понесете наказание за грехи ваши сорок лет, год за день, дабы вы познали, что значит быть оставленными Мною" (Числ 14, 34). Точно также к конкретному случаю был применен принцип "год за день" в Книге Иезекииля. Наказание в течение определенного числа дней было символом долгих лет вины израильских поколений. Ничто, однако, не дает нам права, чтобы принцип "год за день" мы могли употреблять везде. В противном случае мы должны были бы отнести этот принцип и к Книге Бытия (глава 1), чему свидетели Иеговы, наверное, не были бы рады по известным причинам.

Когда пал Иерусалим?

Основой для всех исчислений, сделанных свидетелями Иеговы, является положение, что Иерусалим пал в 607 году до н. э. Поэтому, отсчитав с этого года 2520 лет, мы получаем дату 1914 год. Но вся трудность в том, что завоевания Иерусалима в том году точно не было. Ведь нужно помнить, что современная наука точно установила даты солнечных затмений в древние времена. Таким образом были определены даты многих основных событий, о которых упоминают исторические источники. Сегодня уже без сомнений принимается, что падение Иерусалима по Седекии произошло в 587 (или 586) году до н. э., а не в 607 году.

Со всей откровенностью об этом пишет Раймонд Франц, племянник нынешнего председателя организации Ф. В. Франца. Как члену Руководящего Органа ему было поручено редактирование специального библейского словаря. Об этом периоде он вспоминает в своей автобиографической книге "Кризис совести": "Я знал, что дата 607 г. чрезвычайно важна для наших публикаций. Анализируя этот вопрос, я провел долгие месяцы хронологических исследований, после чего написал большую статью в "Словаре". Большую часть времени я провел в стараниях найти какое-нибудь историческое доказательство в пользу даты 607 г. до Рождества Христова, такой ключевой даты для выведения 1914 года. Чарльз Плюгер, член группы, мой секретарь, переискал все библиотеки в Нью-йоркском округе, чтобы найти что-нибудь, что могло бы исторически обосновать эту дату. Мы не нашли ничего, абсолютно ничего для подкрепления даты 607 г. до н. э. Все историки и все доказательства указывают на дату двадцатью годами позднее, на год 586 до Рождества Христова" (цит. из "Дух времен", 1987 г., №3).

Рассказ Раймонда Франца — прекрасная оценка запутанных комбинаций свидетелей Иеговы. Потому нет ничего удивительного, что не смотря на высокую должность в организации, он был из нее беспардонно удален.