Kniga Nr1398

A. Свидетели Иеговы подчеркивают, что в библейские времена имя играло большую роль. Оно позволяло не только отличить одно лицо от другого, но и в определенном смысле выражало черты характера или функции, которые это лицо должно выполнять. Именно поэтому Бог изменил имя Аврам на Авраам, Иисус Христос дал Симону новое имя Петр и т. д. В своих проповедях Иисус Христос придает огромное значение Божию имени. Уча молитве "Отче наш", Он ставит на первое место "освящение Божия имени". И только потом упоминает о других вещах, таких как пришествие Царствия Божия, исполнение на земле воли Божией и прощение нам наших грехов (...). Это имя должно было иметь для него жизненное значение, поэтому что Он не раз вспоминает его в Своих молитвах. Когда Он первый раз при народе молился Богу, сказал громко: "Отче! Прославь имя Твое". А Бог ответил Ему: "И прославил и еще прославлю" (Ин 12, 28). В последний вечер перед смертью Иисус, молясь Богу в присутствии учеников, еще раз громко подчеркнул значение Божия имени, ибо объявил: "Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Mне от мира". Потом повторил еще раз: "Я открыл им имя Твое и открою" (Ин 17, 6. 26).

B. Начнем с того, что в позиции свидетелей Иеговы является самым главным. Они утверждают, что использование имени Божия Иегова необходимо, и это использование является критерием правильности каждой религии, а забывание этого повлечет за собой Божие наказание. Однако этот тезис не объясняет вышеизложенный аргумент. В Евангелии находятся такие слова Иисуса, как: "Да святится имя Твое" (Ин 6, 9), "Отче! Прославь имя Твое" (Ин 12, 28), "Я открыл имя Твое и открою" (Ин 17, 26). Однако из этих слов никоим образом не вытекает обязательность употребления имени Божия. Освящение Божия имени никак не связано с постоянным использованием его. Если было бы именно так, Иисус, уча молитве, велел бы говорить: "Иегова наш, сущий на небесах". В то время как Иисус не употребляет слова "Иегова", а называет Бога Отцом, так и мы должны обращаться к Нему. Это записано в тексте, который считается у всех христиан вдохновленным Богом, и нет никаких причин строить предположения, как бы обстояло дело, если бы мы имели другой языковой вариант, о котором подробнее мы скажем ниже.

В своих проповедях Иисус повторяет оборот: "Я открыл". Но разве дело Христа заключалось в том, чтобы учить Евреев, как звучит Божие имя? Ведь это было открыто давно. Речь в этом случае идет совсем о ином. Сами свидетели пишут, что по существовавшим тогда понятиям имя не только отличало личность от других, но и — а может, прежде всего — выражало сущность лица, носившего его. Открыть чье-либо имя в этом смысле значило: представить того, кто его носит, показать его достоинство. В этом также заключалась и роль Иисуса — открыть нам сущность Бога, Который есть Отец, Который есть Любовь.

Произносил ли его Иисус?

А. Известно, что задолго до рождения Христа иудеи перестали произносить Божие имя, так как они боялись нарушить заповедь, которая гласила: "Не произноси имени Бога твоего, Яхве, напрасно". Поэтому даже во время чтения текстов Священного Писания во время праздников вместо имени Божия произносилось иное слово, например "Adonai" ("Адонаи") — "Господь".

По мнению свидетелей Иеговы, такая практика была безосновательной и преувеличенной. Они подчеркивают, что таким же образом неправильно истолкована заповедь, касающаяся субботы. "Правоверные иудеи, пишут они, расширили эту заповедь до смешного, создавая неисчислимые предписания, касающиеся даже самых мелких поступков, которые можно или нельзя было совершать во время субботы. Исполненные, наверное, того же самого духа, они дошли в исполнении мудрого наказа, чтобы не бесчестить Божия имени, до бессмысленной крайности, утверждая, что нельзя его даже произносить" (с. 14). В этой ситуации, говорят свидетели Иеговы. Иисус не мог соблюдать такой обычай. Если Он не воздержался от исцеления в субботу под угрозой обвинения, Он также не мог воздержаться от произнесения Божия имени. "Невозможно, чтобы Он не произносил Божия имени, особенно если принять во внимание, что само имя Иисус значит "Иегова есть спасение". Однажды Иисус в синагоге прочитал фрагмент пророчества Исаии. В этом прочитанном отрывке (в нынешнем разделении на стихи Ис 61, 1-2) Божие имя выступает не один раз (Лк 4, 16-21). Разве Он избегал произносить в этих местах Божие имя, заменяя его словами "Господь" или "Бог"? Наверняка нет. Ведь это означало бы, что Он придерживается небиблейской традиции иудейских религиозных предводителей. В то же время мы читаем о Нем: "Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи" (Мф 7,29; с. 15). После прочтения мнения Г. фон Стетенкрона из его книги "Der Name Gottes", изданной в 1975 году, они еще раз окончательно делают вывод: "Действительно, неразумно было бы думать, что Иисус избегал произносить имя Божие, особенно когда Он читал фрагменты древнееврейских Книг, в которых оно содержалось" (с. 16).

В. Вышеизложенный аргумент содержит две ошибки. Свидетели Иеговы практику непроизнесения Божия имени связывают с обычаем празднования субботы. Затем они делают вывод, что если практика празднования субботы была преувеличением, то подобным образом дело обстоит и с произнесением Божий имени. В чем причина ошибочного понимания? О том, что та практика была преувеличением, мы делаем вывод из позиции Иисуса: поскольку она была ошибочной, Иисус выступал против нее. Подобным образом Иисус реагировал и в других случаях, противоречащих Слову Божию (напр., Мф 15, 1 -9; Лк 6, 1 -11; 11, 37-44). О том, что Божие имя произносится неправильно, мы также бы узнали тогда, когда Иисус осудил бы такую практику. В то же время в Евангелии нет какого-либо упоминания о такой реакции. Таким образом, вывод о том, что раз Иисус не воздержался от исцеления в субботу, рискуя быть обвиненным, то не мог воздержаться и от произнесения Божия имени, не имеет никакой связи между собой. Наоборот: если бы против всеобщего обычая, как хотят свидетели Иеговы, Иисус начал произносить это имя, Он вызвал бы возмущение или по крайней мере удивление, следы чего мы нашли бы на страницах Евангелия, так как с субботой. Безосновательно также и дальнейшее рассуждение, основывающееся на факте, что Иисус в синагоге читал тексты Ветхого Завета, содержащие имя Божие. Свидетели Иеговы пишут: "Разве Он избегал произносить в этих местах Божие имя, заменяя его словами "Господь" или "Бог"? Наверняка нет. Ведь это означало бы, что Он придерживается небиблейской традиции иудейских религиозных предводителей" (с. 15). Здесь мы видим вторую ошибку в рассуждении. Сначала утверждалось, что практика иудеев была ошибочной, поэтому Иисус не мог придерживаться ее. Теперь же говорится, что Иисус не придерживался иудейской практики, поэтому она была ошибочна. В то же время нигде нет доказательств ни того, что практика была ошибочна, ни того, что Иисус ее отрицал. Это замкнутый круг, в котором один элемент рассуждения опирается на другой, но ни один из них не подтверждается доказательствами. Конечно, Иисус читает в синагоге ветхозаветные тексты. Также есть упоминания о бурной реакции против проповедей Иисуса. Не следовало ли ожидать, что эта реакция касалась Божия имени, если бы Иисус неожиданно, против всеобщего обычая, начал бы его произносить? Но бурная реакция, подробно описанная в Евангелии, вызвана совершенно другим.

Позиция Апостолов

A. По мнению свидетелей Иеговы, Апостолы также не могли не пользоваться Божиим именем, поскольку получили от Христа наказ находить учеников среди всех народов (Мф 28, 19-20). "Многие не имели никакого представления о Боге, который явился иудеям под именем Иегова. Каким образом должны были христиане представить им истинного Бога? Достаточно ли назвать Его Богом или Господом? Нет, потому что у народов были свои боги и господа (1 Кор 8, 5). Как христиане могли выразительно показать им разницу между истинным Богом и ложными богами? Только называя имя истинного Бога" (с. 16). Иллюстрацией и подтверждением этого тезиса должны быть два примера, из которых один относится к св. Петру, а второй — к св. Павлу. В обоих случаях (Деян 2, 21, Рим 10, 13) речь идет об обращении Апостолов к тексту Иоиля 3,5.