Kniga Nr1398

Жизнь после смерти

Подобно как и в случае с учением об аде, данные Нового Завета, касающиеся бессмертной души, не ограничиваются словом "psyche". Кроме этого, можно указать на ряд библейских фрагментов, которые однозначно показывают истину о душе, не пользуясь этим словом. Вот несколько из них: Иисус говорит к раскаявшемуся разбойнику на кресте: "Истинно говорю тебе: ныне же будешь со Мною в раю" (Лк 23, 43). Ведь и сами свидетели Иеговы говорят, что рай — это синоним полного счастья. Если бы раскаявшийся разбойник должен был бы утратить осознание всего, его участь ничем бы не отличалась от участи другого из приговоренных, который злословил Христа. Свидетели Иеговы, чтобы избежать неудобной ситуации, допустили в "Переводе Нового Света" беспрецедентную ложь: они передвинули знак препинания. В результате они получили совершенно иной смысл: "Истинно говорю тебе сегодня: будешь со Мною в раю". В таком виде свидетели могут согласовать это со своей доктриной, объясняя, что только после воскресения раскаявшийся разбойник попадет в рай. Но это недостойный метод.

Во 2 Послании св. Павла к Коринфянам читаем: "Ибо знаем, что когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворный, вечный. Итак мы всегда благодушествуем, и как знаем, что водворяясь в теле, мы устранены от Господа — ибо мы ходим верою, а не видением — то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа" (2 Кор 5, 1. 6-8). Апостол уверен, что смерть прекратит устраненность от Господа. Потому он хочет выйти из тела, этой хижины бренной жизни, чтобы водвориться у Господа, в то время как свидетели Иеговы проповедуют, что умершие находятся в могиле, лишенные сознания и жизни. Если бы они были правы, св. Павел неразумно торопился бы оставить этот мир. В то же время в Послании к Филиппийцам говорите»: "Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше, а оставаться во плоти нужнее для вас" (Флп 1, 23-24). Он знает, что дальнейший апостольский труд принесет пользу, но однако встречу со Христом ценит выше. Этот принцип понятен при условии, что это "быть со Христом" наступит сразу после смерти. Потому здесь говорится о душе как о духовном, сознательном элементе без употребления самого слова "душа".

Но вернемся снова к тексту Книги Проповедника (Екклесиаста), который, по мнению свидетелей Иеговы, однозначно отрицает существование души в католическом понимании этого слова. Так, чтобы понять истинный смысл приводимого ими фрагмента, нужно принять во внимание специфический характер всей книги. Всякий, кто без подготовки прочитает ее целиком, без труда заметит, что она представляет собой колебания и сомнения человека, ищущего ответы на основные экзистенциальные вопросы. Этот человек еще не знает истин, которые в полноте откроет только Христос. Поэтому его угнетает факт, что участь праведников и грешников одинакова (ср. Екк 2, 16; 9, 2). Хотя Проповедник понимает, что богатства не приносят счастья, но все же перед лицом смерти ему кажется, что человеку не остается ничего иного, как пользоваться теми крохами радости, какие дает пища, питье и эротическое наслаждение, (ср. Екк 2, 24; 9, 9). Таким образом, автор книги показывает бессилие человека, который, лишенный света откровения, бьется среди неуверенности за свою судьбу. Отец А. Холевинский так писал о Книге Проповедника: "Она — свидетельство взросления в моральной и религиозной области народа Божия. Следует помнить, что Откровение в III в. до рождества Христова еще не было закончено. Еще не были написаны пророчество Даниила, обе Книги Маккавейские, Книга Премудростей Соломона, еще нет Христа, несущего нам полный свет. Книга Екклесиаста своей специфической, шокирующей, иногда даже непристойной атмосферой готовит умы для дальнейшего Откровения. Она дала понять народу Божию недостаточность того, что Бог до сего времени сказал нам о Своем спасительном плане, пробудила недовольство этой недостаточностью, пробудила желание и внутреннюю потребность увидеть тайну загробной жизни, о которой все больше и яснее будут говорить последние хронологические книги Ветхого Завета, а тем более Новый Завет. Екклесиаст сделал именно это своими знаками вопроса, которые он расставил над всеми проблемами этого мира. Серьезные читатели этой книги должны дать себе отчет о той основной истине, что человек слишком велик, чтобы его могли удовлетворить эти земные блага, что он ждет Господа, который возьмет его под Свою власть и насытит. Хотя Екклесиаст не дал ответа на проблемы, которые он поставил, но его несомненная заслуга состоит в том, что он сформулировал их тем или иным образом и поставил перед народом Божиим" ("Размышления над Книгой Екклесиаста", "Znak", 1968 г., с. 1172-1779). Однако, возвращаясь к интересующей нас проблеме, нужно сказать, что автор Книги Проповедника (Екклесиаста) не дает никаких понятий о действительности, существующей за границей смерти. Говоря о том, что участь человека и животного одинакова с точки зрения неотвратимости смерти, одновременно он ставит вопрос: "Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?" (Екк 3, 21). Этим он говорит только о своем бессилии в поиске конечной истины. Показывает только то, что является перед его очами. Слова Книги Екклесиаста, касающиеся судьбы человека после смерти — это только вопросы, а не окончательные ответы. Окончательный ответ дал Иисус Христос. И поэтому нельзя, как это делают свидетели Иеговы, трактовать вопросы как окончательные ответы и интерпретировать учение Иисуса Христа так, как будто Он не внес ничего нового.

IX. УМЕР ЛИ ИИСУС НА БАЛКЕ?

Свидетели Иеговы часто поднимают вопрос креста. Они говорят, что почитание креста — это идолопоклонничество, потому что Господь Иисус умер на балке, а не на кресте. А крест — это языческий символ. Более того, свидетели Иеговы считают, что даже если бы Иисус умер на кресте, то и тогда не следует его почитать, так как Иисус был убит как преступник. Этот вид смерти представлял человека в наихудшем свете. Поэтому "такой культ был бы равнозначен прославлению позорного дела, которому это орудие послужило, а именно убийству Иисуса. Если бы на основе ложных обвинений был предан смерти твой самый дорогой друг, разве ты бы сделал себе подобное орудие экзекуции (например, петлю, электрический стул или карабин, которым пользуется расстрельный взвод), чтобы потом его целовать, зажигать перед ним свечи или носить на шее как святое украшение? Это, наверное, было бы невозможно. Также обстоит дело и с почитанием креста" ("Сторожевая башня", 1989 г., №9).

Говорит ли Библия о кресте?

Всякий, кто слышит приведенный упрек, непроизвольно отвечает, что ведь о кресте многократно говорит Священное Писание. Евангелие содержит значительные описания суда над Христом и Его крестной муки. О значении креста говорят и другие книги Нового Завета.

Тогда свидетели Иеговы отвечают, что это только обман. Фактически же, говорят они, Священное Писание нигде не говорит о кресте. Да, в переводах на современные языки многократно употребляется слово "крест". Но в греческом оригинале Нового Завета ни о каком кресте не говорится. Там везде, где мы привыкли видеть слово "крест", фактически находится греческий термин "stauros" или же "ksylon".