Kniga Nr1398

Свидетели Иеговы часто поднимают вопрос креста. Они говорят, что почитание креста — это идолопоклонничество, потому что Господь Иисус умер на балке, а не на кресте. А крест — это языческий символ. Более того, свидетели Иеговы считают, что даже если бы Иисус умер на кресте, то и тогда не следует его почитать, так как Иисус был убит как преступник. Этот вид смерти представлял человека в наихудшем свете. Поэтому "такой культ был бы равнозначен прославлению позорного дела, которому это орудие послужило, а именно убийству Иисуса. Если бы на основе ложных обвинений был предан смерти твой самый дорогой друг, разве ты бы сделал себе подобное орудие экзекуции (например, петлю, электрический стул или карабин, которым пользуется расстрельный взвод), чтобы потом его целовать, зажигать перед ним свечи или носить на шее как святое украшение? Это, наверное, было бы невозможно. Также обстоит дело и с почитанием креста" ("Сторожевая башня", 1989 г., №9).

Говорит ли Библия о кресте?

Всякий, кто слышит приведенный упрек, непроизвольно отвечает, что ведь о кресте многократно говорит Священное Писание. Евангелие содержит значительные описания суда над Христом и Его крестной муки. О значении креста говорят и другие книги Нового Завета.

Тогда свидетели Иеговы отвечают, что это только обман. Фактически же, говорят они, Священное Писание нигде не говорит о кресте. Да, в переводах на современные языки многократно употребляется слово "крест". Но в греческом оригинале Нового Завета ни о каком кресте не говорится. Там везде, где мы привыкли видеть слово "крест", фактически находится греческий термин "stauros" или же "ksylon".

Но слово "stauros" не обозначает креста, а лишь балку. "Гомер употребляет слово "stauros" по отношению к обычной балке, или единичному бревну. Такое же значение и использование этого слова у всех греческих классиков. Также и слово "ksylon" означает прежде всего большую колоду, кусок дерева, предназначенный на дрова или для других целей" ("Сторожевая башня" 1989, №9). Вывод кажется не вызывающим сомнение: Новый Завет не упоминает о кресте. Иисус умер на балке, поэтому почитание креста не имеет смысла. Подтверждением этого положения вещей должен стать факт, что в символике древнего искусства мы не встречаем изображения креста. Оно появляется только во времена Константина в IV веке.

Как казнили римляне?

Чтобы определиться по отношению к приведенным упрекам, следует обратиться к первоначальному факту: распятие на кресте было наказанием, введенным и распространенным римлянами. Поэтому следует сначала найти в исторических источниках информацию о том, как это распятие выглядело: висели ли осужденные только на вертикальной балке с поднятыми вверх руками, или их руки были привязаны к поперечной балке?

В свете данных, которыми располагают археологи и историки, можно однозначно утверждать, что наказание распятием на кресте производилось таким способом, что руки приговоренного прибивали к горизонтальной балке, а ноги — к вертикальной. О. Яцек Салий в книге "Небезразличные вопросы" (Познань, 1982 г., с. 89-93) приводит несколько фундаментальных научных трудов, которые дают достаточно данных на эту тему. Здесь я хотел бы привести один значимый аргумент по поводу вышеизложенного.

Во время реставрации римских дворцов на Капитолийском холме был открыт ряд рисунков на римских стенах. Один из них, происходящий со II века нашей эры представляет прибитое к кресту человеческое существо с головой осла. Рядом с крестом нарисован другой человек с поднятыми руками, а под ним надпись: "Алексамен воздает честь своему богу". Автором этого богохульственного рисунка, сравнивающего Христа с ослом, был какой-то человек, враждебно настроенный по отношению к христианству, так он хотел оскорбить исповедников новой религии. В то же время он невольно предоставил достоверный доказательственный материал: Христос висит не на балке, а на классическом кресте с горизонтальной перекладиной.