Православие и современность. Электронная библиотека-Архиепископ Андрей (Рымаренко)-Единое на потребу (сборник проповедей)-©

"Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаза на небо, но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешному!"

И невольно переходишь к Евангелию прошлой недели. Там говорилось тоже о мытаре, Закхее. Мы видели, как Господь перевернул всю его душу. Мы видели, как, после всей его греховной жизни, он покаялся, как он был готов пол-именья своего отдать нищим, и всякому, кого обидел, воздать четверицею. Так несомненно он и поступил. И невольно мытарь Закхей и мытарь сегодняшнего Евангелия сливаются в один образ, в одного человека. Ведь оба они были мытарями, были людьми грешными, и оба покаялись. И если мы так примем, что сегодняшнее Евангелие есть продолжение Евангелия прошлого Воскресенья, что сегодняшний мытарь, ударяющий себя в грудь, и есть, хотя бы психологически, Закхей — то нам откроется великая наука, великий урок в жизни кающегося. А ведь кающимися и должны быть мы все. Ведь всю неправду, которую делал Закхей, он делал для наживы, чтобы быть господином. И вот, когда это господство пришло, и когда он себя уже почувствовал властителем, — в этот самый момент пришла и Правда Божия. А правда Божия говорит нам о том, что если человек в утробе матери находится девять месяцев, то в утробе земли он пребывает от силы восемьдесят лет, а после этого начинаются страдания и болезнь. И наконец, через смерть человек переходит в утробу вечной жизни уже навсегда. И Закхей это теперь все видел: он понял все свое безумие, неправильный путь жизни... И тогда он стал искать выхода. И вот в таком состоянии он увидал идущего Христа. Для него это был равви. Подойти к Нему он так просто не мог и не хотел. Сначала он хотел обследовать, что это за равви. Тут мы видим смоковницу, тут мы видим его на смоковнице, этого в сущности "пэра" еврейского народа... и тут толпа. Представляете себе, что мог пережить этот гордый человек? Но Христос подошел и сказал: "Днесь с тобою будем, у тебя буду". И когда Христос был у него, то тут раскрыл ему ту силу, которая сразу преисполнила его сердце. И вот тут Закхей сказал: "Все раздам, и тому, кого обидел, воздам четверицею". И так все сделал.

В чем же теперь дело? Теперь он стоит и бьет себя в грудь, и говорит: "Боже, милостив буди мне, грешному!"

А тут же рядом с ним стоит другой, может быть его общества человек, фарисей... Стоит и наоборот, в полном удовлетворении, говорит: "Я все сделал, я сделал и то, и то, я...я" А почему же мытарь не сказал: "А я тоже сделал. Я пол-имения раздал. Я тому-то четверицею воздал". Почему же он не говорит этого? А наоборот говорит: "Боже милостивый, буди милостив ко мне, грешному!"?

Дело в том, что Господь его одарил. Сделал широким его сердце. Но как началось делание, то получилась трагедия: навык, навык... Ведь его внутренний человек был порабощен навыком. А навык это страшная сила. Тут невольно являлись мысли о корысти, и жажды еще большей наживы... И взгляды уже были в прелести, которая шла через мысль... И то сердце, которое было освобождено Христом, вдруг стало опять грязным... И он чувствовал все это... "Господи Боже, буди милостив ко мне грешному!" Что же делать?

И вот тут св. Церковь приводит нам в сегодняшний день всю силу этого психологического момента, всю силу этого вопроса: что нам делать? И с такой же силой дает нам через мысли Святых Отцов ответ на этот вопрос. Ведь наши Святые Отцы с точностью показывают нам, что происходило в душе Мытаря: благодаря тому, что совесть его была теперь свободна, освобождена Христом, его сердце было широко, мир был в сердце. И воля его тоже была свободна: свобода была в Боге. А расстояние между сердцем и Богом — грех. И вот у мытаря и получилось так, что тени начали появляться в сердце, и он стал кричать ко Господу о помощи. А как же получаются эти тени? А получаются они так, как Владыка Феофан Затворник раскрывает в одном из своих писем: "Мысль, — она приходит, и если только она не захватывает чувства сердца, то это еще не грех. Она прошла, и как сегодняшний снег завтра растает, так и ее не будет, и сердце остается чистым. Если же мысль захватит сердце, попадет в сердце, — и это еще не беда, есть еще момент в который можно воскликнуть: "Господи помилуй!" и сердце будет чисто. Но когда уже попала в сердце мысль, и когда уже воля твоя сказала "хочу", — вот тогда получается тень. А раз тень только попала, то тут уже сочувствие получилось, и дело. Тогда получается, как Владыка говорит, "падение". Грех стал действием, и совершилось падение. А как только духовно пал, грех в сердце попал, дело совершил, от Бога ушел, и начинается страдание, так, как у человека, который упал физически. И мы знаем, какую трагедию представляют собой духовные страдания. Человека гложет гордость, сребролюбие, честолюбие, всякая похоть.., и он мучается. Сердце такого человека каменеет. Вот, что произошло, как мы видим по чтению Евангелия, после того, как Закхей-мытарь сознал свой грех и покаялся. Христос разрешил его грех. Совесть стала свободной. Но теперь ему надо действовать. А когда он начинает действовать, то тут и получаются мысли, а за мыслями идут чувства... Как же быть? Вот он и кричит: "Боже, милостив буди ко мне грешному, не допусти..." И Господь дает Благодать недопускающую, и спасает грешника. Что же нам нужно делать, чтобы получить эту Благодать? Нужно активное волеизволение. А как его приобрести, об этом будет учить нас св. Церковь в следующее Воскресенье.

Неделя о Блудном Сыне

"Покайтесь, приблизилось Царствие Небесное!"

Так три недели тому назад взывала к нам св. Церковь. Но и в сегодняшний день зов тот же самый. Весь вопрос в том, как мы к нему относимся. Как к словам только? Или же как к великому зову Церкви Христовой, Матери нашей, которая знает, что нас ожидает, и потому взывает к нам: Покайтесь! Другими словами: просмотрите себя внимательно, потому что наступает особый момент: как в физической природе, скоро уже воссияет яркое солнышко и раскроются его теплые лучи. И это будет действием Творца вселенной, — так же, от того же Творца вселенной разольются по душам нашим духовные лучи и согреют нас духовным теплом. И эта теплота и радость пребудет с нами, если мы будем теми рабами Господа, которые стремятся в Его небесное Царство. Это не слова. В продолжении вот трех недель убеждает нас Церковь в том, что мы должны просмотреть себя. И дает и образы просмотрения себя. Если вспомните три недели тому назад, в Воскресенье, давала нам св. Церковь Евангельское благовествование о Закхее, о том состоянии его богатого еврея, мытаря, который достиг уже того возраста, когда все, что он скопил неправильными путями, все это оказалось тщетным, потому что его старость уже отказывалась владеть тем, наслаждаться тем, что было накоплено неправильным путем. Старость уже не нуждалась в том, что было им скоплено. Богатство было, но им человек уже владеть не мог, потому что он был немощен физически. Ему уже не нужны были те богатства, а нужен был тот покой, который нужен старику, у которого все дрожит, у которого нет уже потребностей к той форме жизни, которой живет род человеческий. И нам Церковь давала образ этого мытаря, для того, чтобы проверили мы, не привязаны ли и мы к тем обстоятельствам жизни, в которых мы живем, и ожидаем ли мы того, чего должно ожидать каждому человеку? А если так, то нам нужно как-то решить вопрос с тем бытом, в котором мы находимся. Так давала нам св. Церковь образ Закхея мытаря три недели тому назад. А вот в прошлое воскресенье она еще больше и сильнее заставила нас почувствовать, когда раскрыла для нас тот момент молитвы фарисея и мытаря, который бил себя в грудь и говорил: "Боже, милостив буди мне грешному!" Это было как бы продление того, что было рассказано о мытаре Закхее. Тут раскрывалась беспомощность. Закхей покаялся, как говорилось в Евангелии. Христос пришел к нему, исцелил как бы его, но навык воли, жизнь беспечная и греховная, уже так вкоренилась в его сознание, что он не знал, как же сделать так, чтобы с этого момента его будущая жизнь не была бы греховной. И он дошел до такого состояния отчаяния, что он стоял и говорил: Боже, милостив буди мне грешному! Ничего не умею. Ты только Один, силою Божественной, Благодатью Твоею можешь мне помочь выйти из этого трудного положения страдания совести. А в сегодняшний день? В сегодняшний день св. Церковь еще более подробно раскрывает нам то состояние нашего общества, в котором мы сейчас живем. Сегодняшнее Воскресенье мы называем Воскресеньем о "Блудном Сыне". Краткая история. Мы слыхали и знаем ее. Два сына было у Отца. И младший сын был настолько дерзок по отношению отца, что он потребовал то, чего он не в праве был требовать, потому что это принадлежало Отцу. А он приходит к Отцу и говорит: "Дай мне то, что мне принадлежит". Что тебе принадлежит? Тебе ничего не принадлежит. Но Отец был Отец. И он дает своему сыну: "Хочешь — вот, возьми". Так и нам дается нередко, когда мы просим: "На... возьми" Сын взял. И как повествует Христос в притче, очень недолго был он в том месте, где жил его Отец. Потому что ему было скучно. Эти богатства, которые дал ему Отец, ему были нужны только для прожигания жизни, для страсти, для того, чтобы вихрь жизни владел бы им. И он ушел, ушел далеко... Здесь нужно обращать внимание на каждое слово. В сказаниях Христовых каждое слово имеет свое значение. "—Ушел далече. И прожил все то, что получил, с блудницами, в кутежах... И дальше говорится: "В это время наступил голод". Так всегда бывает. Одно к другому. И вот, когда голод наступил, этот несчастный стал голодать. И он пошел к тем, с кем прожигал жизнь. Они приняли его, но только послали на поле пасти стадо свиней. И он, смотря на свиней, сам хотел питаться так, как свиньи: рожками. Но и этого ему не давали. И вот тут он пришел в себя. Обратите внимание на эти слова, которые говорит Евангелие: пришел в себя. И вот, когда он пришел в себя, то тут он увидел себя. Увидел то, что он из себя представляет, увидел и Отца, вспомнил свою Родину, вспомнил те условия жизни, в которых жил при Отце, и в его сердце появилась страшная скорбь. Он понял, что он обидел своего Родителя. И в этой тоске он готов был пережить все, всякие неприятности... Только бы быть вблизи Того, Кто его раньше хранил, давал ему теплоту, ласку... Отца хотелось ему. Но как же подойти к Нему, когда он Его оскорбил? Теперь он был согласен на все: не быть даже сыном, а быть далеким... только быть возле Отца. И вот он пошел. Сказано в притче, что он далеко ушел от Отца. Значит возвращение было нелегкое: без денег, без пищи, идти по раскаленному песку пустыни. Он все пережил в надежде, что Отец примет его, хоть просто как наемника, как в казни находящегося человека. Но что же произошло? Еще он был далеко от дома, а Отец уже вышел к нему навстречу, раскрыл объятья... И тут произошла та сцена, которая и ныне многих волнует так, что слезы невольно текут из глаз. Тут открывается то, чем Отец может быть для своего сына.

Вот эту краткую историю, — падения и воскресения жизни, — дает нам св. Церковь. Для чего? Для того, чтобы нам рассказать вот этот случай? — Нет, братья. А для того, чтобы сказать нашей совести, нам, вам, каждому из нас, всему нашему морю сердечному, в каком мы состоянии находимся. В каком мы состоянии находимся по отношении к нашему Отцу? К Тому Отцу, который дал нам жизнь? Посмотрим на сына этого беспутного. Еще не прожили, может быть, то богатство, которое дал нам Отец? Вспомним, что произошло с тем сыном. Совесть наша еще не говорит нам тоскою? Еще бушуем в этом наследии Отцовского богатства? Вспомним, что не долго будем в таком состоянии. Придет момент голода. Изживется наше достояние Отцовского наследства. Начнется темнота в сердце. Начнет терзать нас совесть. Или мы уже дошли до такого состояния, что готовы рожками питаться? Что плачем в тоске о том, что прожита жизнь? Что искалечена жизнь? И семейная жизнь? Может быть мы уже потеряли тех, кто являлся нам близкими? Может быть, и дети наши находятся в таком состоянии, которое терзает нашу совесть? Вот св. Церковь и дает нам сегодняшнюю притчу: посмотрим на блудного сына и проверим свою совесть. Посмотрим на все состояния этого сына, который бушевал в богатстве, тосковал в бедности, доходил до состояния отчаяния, и, наконец, дошел до того состояния, когда он вошел в себя. И он не ошибся. Потому что Отец наш, Творец, — является добрым Отцом. Он все простит, примет... Только нужно подойти к Нему. Вот это: подойти к Нему... Здесь-то у нас не хватает сил. Потому что придется идти. А мы ведь ушли далеко, далеко... Придется идти по суровой пустыне, с постоянным чувством опасения, что не будем приняты...

Св. Церковь дает нам этой притчей указание: наступают великие дни христианской весны, Пост Великий, дни, в которые Церковь даст возможность раскрыть себя, познать свое состояние греховное, и убелить нас при помощи того Таинства, которое даст нам Господь в Древе Жизни, в Теле и Крови Христовой, которые преподаются нам для того, чтобы нас оживить. В это Воскресенье Блудного Сына св. Церковь еще раз дает нам урок совести для того, чтобы воскресить нас, чтобы приблизить к Отцу, чтобы исцелить наше сердце, для того, чтобы мы могли бы придти в тот момент, когда позовет нас Господь, и сказать в последнюю минуту: "В руки Твои предаю дух мой".

Благословение Господне на вас, Того Благодати и Человеколюбием, всегда, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.