Православие и современность. Электронная библиотека-Архиепископ Андрей (Рымаренко)-Единое на потребу (сборник проповедей)-©

Вербное Воскресенье

Братья и сестры!

Так святая Церковь нам знаменует духовную весну. Кончилась зима. Кончилось и то состояние наше, когда сердце наше леденело и было как бы умерщвлено, в томлении, жаждало благодати. И вот в продолжении шести недель солнышко все больше и больше пригревало, и природа постепенно начала оживать. Так и наше сердце должно было ожить. А вчера за вечерним богослужением пелось: "Отроцы победы знаменье носяще". Какие знаменья? — Вай, — ветвей, на которых уже были почки, знаменующие наступление весны в природе и как бы говорящие нам: вот, вот уже начинается радость, веселье. Так и св. Церковь этими ваями говорила нам: вот начинается и для вас... только будьте христианами, вдумайтесь... и для вас начинается знамение... Чего же? Того, что Христос Воскрес. А мы, братья и сестры, мы закрываем глаза как страус кладет под крыло свою голову. Мы не хотим думать о том что придет предел, вот так, как для стариков: уже руки не работают, уже глаза не видят, уши плохо слышат... Предел. Наступит кончина. И как будто в эти моменты, когда мы начинаем осознавать наступающую старость мы невольно сравниваем ее с зимой, со снегом. Да, но после зимы придет весна. А в духовном понимании: после того, как закроются очи, наступит Вечная жизнь, радостная жизнь со Христом. Об этом и говорили нам вчерашние ваи "знаменье носяще". Не будьте в скорби, обратитесь к радости. И сейчас для нас наступит момент, когда Господь особенным таинством, через страстную седмицу, к которой мы приступаем, даст нам ощущение вот этой радости вечной жизни. Теперь наша забота о куске хлеба, о нашем крове, о наших общественных обстоятельствах. И нам кажется, что в этом заключается смысл жизни. А Церковь говорит: посмотрите на ваи, начнутся листочки, там цветочки, а там и плоды. Так вот и в христианской душе: это все останется, а с нами уйдет туда другая струя жизни, жизни духовной. Об этом подумайте. Так ли это? А может это и не так? Так, братья, так! Сегодня святая Церковь говорит нам Апостолом: как она говорит? Она говорит: Радуйтесь всегда о Господе. В сегодняшний день, в день окончания Великого Поста, она говорит нам: Радуйтесь! Есть ли у вас эта радость? Если это будет радость о вечной жизни, — то да, у вас будет эта радость, потому что Христос Воскрес. И все наши болезни, наша старость, наше ожидание смерти, — все это растворится... в чем ? Во Христе. И когда подойдет этот момент исхода, — мы так верим, и так говорит Церковь: подойдет Господь Вседержитель, Жизнодавец и совершит над нами таинство, разрешатся узы наши и пойдем мы в вечное бытие. Радуйтесь, говорит Апостол, и еще говорю: Радуйтесь! Видите, Апостол. Но только что же? Ставится условие: Кротость ваша да будет известна всем человеком, — как бы продолжает Апостол. Вот смотрите, в природе весна. Но она не остановится, она будет жить дальше. Она перейдет в лето. Так и для нас: жизнь идет. "Кротость ваша да будет известна". Известна, — значит, что ваша жизнь будет двигаться так, что гордость уйдет. Она должна раствориться в Христовом терпении, в Христовой кротости, говорит Апостол: "Кротость ваша да будет о Господе", и дальше: Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитвах... слышите, какие обещания дает Господь: "не заботьтесь ни о чем". Но всегда в молитвах, в прошении, с благодарением открывайте свои желания перед Господом. Какое нам дается дерзновение. Но только какие желания? Если желания те, которые у вас в гостинных, в театрах, в светских развлечениях, — то, конечно, братья, Господь нам желает другого, потому что все это останется здесь, эта бессмыслица,... эта смута, эта ссора, эта невзгода, эта ярость. Все они останутся. А с нами уйдет только радость, вот эта радость. Вот если вы будете желать кротости, смирения, желать будете благоденствия, желать будете братолюбия, желать будете жизни христианской, тишины. Молитесь! С вами будет Господь! Радуйтесь! Праздник наступает. Завтрашний день наступают великие моменты, когда будет совершаться таинство, — так в нашем сердце раскроется вот эта радость: "Христос Воскресе!" Да будет же она с нами в радостном чувстве Вечного Бытия".

Благословение Господне на вас...

Слово перед Плащаницей

"А вы скажите, что Его украли", — так сказали первосвященники воинам, когда те сообщили им то, что произошло в пещере. В одиннадцатом стихе двадцать восьмой главы от Матфея говорится: "И они собравшись со старейшинами и сделав совещание довольно денег дали воинам и сказали: Скажите, что ученики Его пришедше ночью, украли Его, когда вы спали... И, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим". — Они, взявши деньги, поступили, как научены были, и пронеслось слово сие между иудеями до сего дня... до сего дня... до сего дня. И наступил над жизнью иудейскою мрак... злоба, коварство... мрак.

А Христос? А Христос в то время, когда воины распространяли эту ложь, явился Мироносицам. Но как, при каких обстоятельствах явился Он? Мироносицы пришли, несмотря на свою женскую природу, не думая о том, что будет. Они знали, что и камень привален к двери гроба и стража стоит, охраняя гроб. Но они не думали об этом, им нужно было исполнить то, что требовалось по закону Моисееву: совершить помазание при погребении. И вот, когда они шли, Христос явился им.

И опять: Мария Магдалина, из которой Господь изгнал семь бесов. Как хорошо она знала, после этих тяжких страданий беснования это состояние радостного мира. И когда она увидела то, что происходило на Голгофе и участвовала сама вместе с Иосифом Аримафейским в погребении Христа, и когда она пришла, и Христа не нашла, — поймите ее состояние, — она, которая жизнь получила от Христа, она, которая во имя Христа готова была сделать все... и вот тут явился ей Христос!

И опять: идут два ученика, Лука и Клеопа, после Голгофы. Они все видели, лучше сказать, слышали. Представьте себе, какою скорбью были исполнены их сердца! И тут же к ним подошел странник. Он стал разъяснять слово Божие, и сердце их трепетало, но они не понимали, Кто около них. И только тогда, когда они исполнили завет Христа — любовь, явился им Христос.

И опять: дверями затворенными... страха ради иудейского... Поймите их состояние! Мы, эмигранты, знаем, что значит гонение и знаем, что испытывали, когда совершали богослужение, а кругом ходила милиция... Вот так и апостолы страха ради иудейского собраны были. И Христос к ним, страждущим, Его ищущим, так как они уже слышали от Мироносиц, что Христос Воскрес, — явился. Они трепетали, они ждали, у них не было других интересов, только это: "Христос Воскресе!" Где? Как? И вот Он явился!

И опять! Апостол Павел, еще Савл! он как фарисеянин понимал, что для положения еврейского народа то, что происходило там в Дамаске, там, где были группы христиан, уже открыто проповедовавших воскресшего Христа, было очень опасно. Ведь Мессия, как казалось евреям, вот, вот придет или уже пришел. Так это и было, потому, что Христос пришел, но они не знали, что это Христос, они ждали своего Мессию, царя. И вот Апостол Павел — Савл хотел помочь и сохранить тот мир, который в то время был между иудеями и римлянами, и задавить ту группу, которая проповедовала своего Мессию. И вот тут, после Вознесения Христос явился ему. И он увидел Христа, и Христос из Савла превратил его в великого Павла.

А потом апостол Петр... А дальше... дальше... посмотрите: целые эпохи: эпоха мученичества, когда сонмы мучеников в Колизее, на крестах, в темницах проливали свою кровь, потому что Христос являлся им, был с ними. Вернее сказать: они были со Христом... они.