Православие и современность. Электронная библиотека-Архиепископ Андрей (Рымаренко)-Единое на потребу (сборник проповедей)-©

"А вы скажите, что Его украли", — так сказали первосвященники воинам, когда те сообщили им то, что произошло в пещере. В одиннадцатом стихе двадцать восьмой главы от Матфея говорится: "И они собравшись со старейшинами и сделав совещание довольно денег дали воинам и сказали: Скажите, что ученики Его пришедше ночью, украли Его, когда вы спали... И, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим". — Они, взявши деньги, поступили, как научены были, и пронеслось слово сие между иудеями до сего дня... до сего дня... до сего дня. И наступил над жизнью иудейскою мрак... злоба, коварство... мрак.

А Христос? А Христос в то время, когда воины распространяли эту ложь, явился Мироносицам. Но как, при каких обстоятельствах явился Он? Мироносицы пришли, несмотря на свою женскую природу, не думая о том, что будет. Они знали, что и камень привален к двери гроба и стража стоит, охраняя гроб. Но они не думали об этом, им нужно было исполнить то, что требовалось по закону Моисееву: совершить помазание при погребении. И вот, когда они шли, Христос явился им.

И опять: Мария Магдалина, из которой Господь изгнал семь бесов. Как хорошо она знала, после этих тяжких страданий беснования это состояние радостного мира. И когда она увидела то, что происходило на Голгофе и участвовала сама вместе с Иосифом Аримафейским в погребении Христа, и когда она пришла, и Христа не нашла, — поймите ее состояние, — она, которая жизнь получила от Христа, она, которая во имя Христа готова была сделать все... и вот тут явился ей Христос!

И опять: идут два ученика, Лука и Клеопа, после Голгофы. Они все видели, лучше сказать, слышали. Представьте себе, какою скорбью были исполнены их сердца! И тут же к ним подошел странник. Он стал разъяснять слово Божие, и сердце их трепетало, но они не понимали, Кто около них. И только тогда, когда они исполнили завет Христа — любовь, явился им Христос.

И опять: дверями затворенными... страха ради иудейского... Поймите их состояние! Мы, эмигранты, знаем, что значит гонение и знаем, что испытывали, когда совершали богослужение, а кругом ходила милиция... Вот так и апостолы страха ради иудейского собраны были. И Христос к ним, страждущим, Его ищущим, так как они уже слышали от Мироносиц, что Христос Воскрес, — явился. Они трепетали, они ждали, у них не было других интересов, только это: "Христос Воскресе!" Где? Как? И вот Он явился!

И опять! Апостол Павел, еще Савл! он как фарисеянин понимал, что для положения еврейского народа то, что происходило там в Дамаске, там, где были группы христиан, уже открыто проповедовавших воскресшего Христа, было очень опасно. Ведь Мессия, как казалось евреям, вот, вот придет или уже пришел. Так это и было, потому, что Христос пришел, но они не знали, что это Христос, они ждали своего Мессию, царя. И вот Апостол Павел — Савл хотел помочь и сохранить тот мир, который в то время был между иудеями и римлянами, и задавить ту группу, которая проповедовала своего Мессию. И вот тут, после Вознесения Христос явился ему. И он увидел Христа, и Христос из Савла превратил его в великого Павла.

А потом апостол Петр... А дальше... дальше... посмотрите: целые эпохи: эпоха мученичества, когда сонмы мучеников в Колизее, на крестах, в темницах проливали свою кровь, потому что Христос являлся им, был с ними. Вернее сказать: они были со Христом... они.

Но нужно было правильно понимать, во что мы верим. И тут явилась опять целая эпоха, святительская, которая оформляла то, что является: "Верую, Господи, и исповедую..." — "Верую во единого Бога, Отца, Вседержителя, Творца..." И тоже это таинственное явление, когда апостол Павел как бы на ухо шептал Иоанну Златоусту... Сколько мы знаем из Жития Святых вот этих подобных явлений, когда говорил Христос.

А дальше: Преподобничество, когда все уже было выяснено, кровь пролита, создано было учение христианской нравственности и христианской догматики. Жизнь... Наступает время преподобничества.

А там? Там, где поверили этой лжи, что Его украли, была мгла. Шли войны, страшные народы бились. Рим с греками, а потом с этими германцами. Эти дикие народы закрывали Римское государство, коварство... жуть. И среди этого страха — тихая радость: Христианские подвижники, которые давали мир сердцу.

Но вот наступает еще новая эпоха: на время, как будто бы торжество христианства. Да, было торжество. Звонили тысячепудовые колокола, все залито было солнцем, цветом золота. Были богослужения. А среди этого... среди этого происходила инквизиция, и еще какие-то обстоятельства, которые мешали настоящему истинному христианству. И поэтому казалось, что Христос скрылся...

Да нет. Христос все время был. Он был и среди нашего русского народа, среди нашей родины. Придите, придите в село на рассвете, когда ударят к утрени, и вы увидите, с каким трепетом шли люди... каялись. Посмотрели бы вы на эти дороги, которые были заполнены паломниками: из Курска на Киев. Это идут с чувством покаяния: "Господи, помилуй!"

А потом... а потом этот ужас коммунизма... Страданья. А мы не знаем с вами, сколько Христос вытер слез тем, кто был в лагерях, и тем несчастным женам и детям, которые оставались в домах... Христос... Христос утешал, Христос помогал. Христос привел и нас сюда для того, чтобы сохранить то, что мы должны сохранить, то, что нам передано, А что же передано? Это — Древо Жизни, Божественная Евхаристия. Но Божественная Евхаристия совершается только после того определенного чина, который есть подготовление к тому, что есть Божественная Евхаристия. И вот нам Господь послал этот период жизни. Мы в этом периоде жизни.

Разве вы не чувствовали Христа, когда Он снимал с вас камень, который закрывал ваше сердце, камень греха? И когда духовник говорил: "Господь Бог наш... благодатью и щедротами и человеколюбием да простит ти, чадо, вся согрешения твоя", — не плакали ли мы от радости, когда вдруг окрылялось наше сердце. И когда вы это все поймете, и почувствуете, что завет вашей жизни есть благочестие хранить Божие в чести, тогда вы поймете также, что все то зло, бушующее море коварства, именно коварства, и та ложь, которая идет от иудейских первосвященников, подкупивших воинов: "А вы скажите... что Его украли", все еще продолжается и разделяет мир на две половины. Те, кто приняли эту ложь, мечутся. Они и теперь будут находить, терять и опять искать Того, Кого "украли". А нам же, братья и сестры, которые не приняли этой лжи, некого будет искать. Мы знаем, где наш Спаситель и где наша жизнь, и где наша радость, и где наша надежда. Мы здесь для того, чтобы перейти туда, но уйти через эти ступени, которые подведут нас к Божественной Евхаристии, к Телу и Крови Его, к Древу Жизни, которое восстанавливает Он нам.