Православие и современность. Электронная библиотека-Архиепископ Андрей (Рымаренко)-Единое на потребу (сборник проповедей)-©

Но нужно было правильно понимать, во что мы верим. И тут явилась опять целая эпоха, святительская, которая оформляла то, что является: "Верую, Господи, и исповедую..." — "Верую во единого Бога, Отца, Вседержителя, Творца..." И тоже это таинственное явление, когда апостол Павел как бы на ухо шептал Иоанну Златоусту... Сколько мы знаем из Жития Святых вот этих подобных явлений, когда говорил Христос.

А дальше: Преподобничество, когда все уже было выяснено, кровь пролита, создано было учение христианской нравственности и христианской догматики. Жизнь... Наступает время преподобничества.

А там? Там, где поверили этой лжи, что Его украли, была мгла. Шли войны, страшные народы бились. Рим с греками, а потом с этими германцами. Эти дикие народы закрывали Римское государство, коварство... жуть. И среди этого страха — тихая радость: Христианские подвижники, которые давали мир сердцу.

Но вот наступает еще новая эпоха: на время, как будто бы торжество христианства. Да, было торжество. Звонили тысячепудовые колокола, все залито было солнцем, цветом золота. Были богослужения. А среди этого... среди этого происходила инквизиция, и еще какие-то обстоятельства, которые мешали настоящему истинному христианству. И поэтому казалось, что Христос скрылся...

Да нет. Христос все время был. Он был и среди нашего русского народа, среди нашей родины. Придите, придите в село на рассвете, когда ударят к утрени, и вы увидите, с каким трепетом шли люди... каялись. Посмотрели бы вы на эти дороги, которые были заполнены паломниками: из Курска на Киев. Это идут с чувством покаяния: "Господи, помилуй!"

А потом... а потом этот ужас коммунизма... Страданья. А мы не знаем с вами, сколько Христос вытер слез тем, кто был в лагерях, и тем несчастным женам и детям, которые оставались в домах... Христос... Христос утешал, Христос помогал. Христос привел и нас сюда для того, чтобы сохранить то, что мы должны сохранить, то, что нам передано, А что же передано? Это — Древо Жизни, Божественная Евхаристия. Но Божественная Евхаристия совершается только после того определенного чина, который есть подготовление к тому, что есть Божественная Евхаристия. И вот нам Господь послал этот период жизни. Мы в этом периоде жизни.

Разве вы не чувствовали Христа, когда Он снимал с вас камень, который закрывал ваше сердце, камень греха? И когда духовник говорил: "Господь Бог наш... благодатью и щедротами и человеколюбием да простит ти, чадо, вся согрешения твоя", — не плакали ли мы от радости, когда вдруг окрылялось наше сердце. И когда вы это все поймете, и почувствуете, что завет вашей жизни есть благочестие хранить Божие в чести, тогда вы поймете также, что все то зло, бушующее море коварства, именно коварства, и та ложь, которая идет от иудейских первосвященников, подкупивших воинов: "А вы скажите... что Его украли", все еще продолжается и разделяет мир на две половины. Те, кто приняли эту ложь, мечутся. Они и теперь будут находить, терять и опять искать Того, Кого "украли". А нам же, братья и сестры, которые не приняли этой лжи, некого будет искать. Мы знаем, где наш Спаситель и где наша жизнь, и где наша радость, и где наша надежда. Мы здесь для того, чтобы перейти туда, но уйти через эти ступени, которые подведут нас к Божественной Евхаристии, к Телу и Крови Его, к Древу Жизни, которое восстанавливает Он нам.

3. Пасхальный период

Понедельник Пасхальной Недели

Христос Воскресе!

Заметили ли вы, братья и сестры, как святая Церковь заканчивает нам то великое время, которое мы называли "Постная триодь"? В продолжении всей постной триоди святая Церковь будила наше сердце, раскрывала нам все состояние эмоций, которые связаны были с сердцем. Мы должны были как бы всмотреться в то, что в нас есть. И когда это в нас уже выявлялось, мы подходили ко Кресту и Евангелию и получали то обетование, которое давал нам Господь: "Примите Духа Святого, сказал Господь своим ученикам, им же разрешите, разрешится, им же держите — держится". И мы, надеясь на это дерзновение Церкви, получали в Таинстве исповеди прощение.

Но после того, как мы получили это освящение души нашей, сердца нашего, нам нужен был дальнейший наш путь. Вот святая Церковь и дает нам: после Голгофы, после Плащаницы, после того великого момента, когда слышали, вернее, совершали погребение Спасителя, изменяется как бы тот путь, по которому нас вела святая Церковь. До этого момента мы были назидаемы чтениями из Священного Писания, творений святых Отцов... все было для того, чтобы мы могли углубиться в самих себя. А теперь начинается как бы другая методика: Церковь дает нам символы. Вот и в Святую Ночь нам преподавался символ: при темном состоянии храма мы слышали ангельское пение, говорящее нам о Воскресении Христовом. И мы начинаем свой путь. Перед нами возвышается Крест. Высоко перед нашими очами—лики тех Святых, Царицы Небесной, которые являются нашими спутниками в небесное бытие. Мы идем кругом храма, при этом путь, по которому мы идем, неровен: тут и кочки, тут и камешки, тут и песок... И в то же время темно. Мы спотыкаемся, неровно идем, колышемся... Вот, вот упадем, но все таки идем... Перед нами знамение — Крест и святые лики. И в то же время в храме уже начинается освещение, из окон видим свет. И мы знаем, что мы должны войти в этот храм. Но войдем ли мы? Не остановимся ли мы в этой мгле навсегда? Не упадем ли? Или мы все таки войдем? И вот святая Церковь показывает нам этот путь. Идем мы кругом церкви. А в это время что делается? Хор поет. С ангелами мы воспеваем и славословим Творца нашего. Так рисуется святою Церковью символами тот путь, который нам предлежит пройти в этом году. Может быть, Господь и заберет нас, а может быть, еще мы и войдем видимо в храм, где будет прославляться Воскресший Христос и Благодать Воскресения сопричастится с нашей душой. Так должен был пройти вчерашний день под впечатлением этого символа. И в конце этого дня Церковь дает нам светлую, праздничную службу, где в евангельском чтении нам уже преподается дар от Воскресшего Господа: "мир вам!" И этот мир мы должны сохранить. Вот с этим чувством мы должны были совершить сегодня первую праздничную литургию уже при свете дня. Теперь указывается нам, что же нам еще делать ? А вот что. Там мы в нощи ходили. Мы не видели, что нас окружает. А сейчас мы уже во Господе. Мир почил в нашем сердце. И сейчас пойдем также с крестным знамением, со знамением Святых, но мы уже пойдем при свете солнечном, который в духовном смысле есть результат Господнего домостроительства о нас: Господь явил нам Свет Свой и Воскресение. И теперь нам тоже нужно идти, но не молча: мы всюду прославляем Воскресшего Господа. Ведь Само Евангелие повелевает нам: Идите и проповедуйте всем народам. Слушайте, братья и сестры, всем народам! О чем? Да о том, что Христос Воскрес!

Поэтому не думайте, что то, что мы сейчас совершаем есть что-то отжившее. Нет. Это необходимо для нашей христианской психологии. Это для того, чтобы вчерашний и сегодняшний день глубоко запечатлелись в нашем сердце на всю нашу жизнь и определяли бы все остальные моменты нашей жизни. Ведь теперь нам уже не символически, а на опыте придется встречаться друг с другом, придется решать разные вопросы, — семейные, общественные... Вот в такие моменты нам и надо будет помнить, что будут, конечно, и кочки, и песок, и камешки... Но все это не будет трагично, если мы только будем взирать на Крест Господень и на Воскресшего Христа, Который дает нам свет понимания, что не здесь наша жизнь, а есть вечная жизнь и вечное бытие.