Православие и современность. Электронная библиотека-Архиепископ Андрей (Рымаренко)-Единое на потребу (сборник проповедей)-©

И тут, идя нам на помощь, Святая Церковь нам давала Великий Пост для покаяния, чтобы, изучивши свое сердце, мы бы опять обратились к Голгофе Господней, пришли бы ко Кресту Христову, приложились бы к Его язвам, увидали бы опять Его страдания, и так подошли бы к великому Дню Пасхи. И в этот День, День Радости и воскресения Жизни Новозаветной. Господь дунул и сказал: "мир вам!" Да, мы получили мир в наше сердце, но мы его опять и опять теряли. Вражда, злоба, всякая нечистота вытесняли его из сердца. А главное, уверенность в том, что на земле и в земном — наша жизнь. Земля предлагает нам земные блага, и за них мы боремся... Но вот приходит смерть, тело сгнивает в земле, а дух идет в вечность...

Для чего же была вся эта борьба за землю? Для чего? — ни к чему!

Все было напрасно. Да не будет же с нами такого состояния, которое закрыло бы нас от Христа и Христа от нас.

Но Господь милостивый, видя наше состояние совести, преподавая нам, как образ действительной жизни, дарует эти цветы... Какая красота! Какая ювелирная работа! Такую работу сможет сделать только Сам Творец!

И Он нам говорит: такую работу Я сделаю и над твоим сердцем! Сейчас за вечерней мы услышим эти три великие молитвы. Будем же молиться, чтобы там, где нам ничего не удалось сделать, Благодать Святого Духа совершила то, что приведет нас ко спасению.

День Святого Духа

Обратили ли вы внимание, братья, что ведь сегодняшнее Евангелие как бы вклинилось в тот порядок, который указывала нам Святая Церковь. Мы все время читали Евангелие Иоанна Богослова и Его учение о спасении: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог". И вдруг сегодня среди этих чтений Евангельских входит Евангелие от Матфея, 18-я глава, 10-20-й стих. Вот о чем говорит это Евангелие: "Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих, ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят Лицо Отца Моего Небесного".

Здесь как бы показывается нам, каким достоянием является в глазах Господа нашего Иисуса Христа, в глазах Церкви Его, каждый человек. Нет "нечеловека", все люди. И у каждого есть Ангел Хранитель, который видит Лицо Отца Небесного. И мы не имеем права презирать никого, потому что он через Ангела своего предстоит пред Господом. "Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшего", — говорится дальше в Евангелии. Ибо кто бы он ни был, но он Христов. И если бы даже он был самый грешный, совсем падший человек, как видите, Евангелие говорит, что именно такого человека Христос и пришел спасти. "Как вам кажется, если бы у одного человека было бы сто овец, и одна из них заблудилась бы, то не оставит ли он девяносто девять в горах и пойдет искать заблудшую"? Да, святая Церковь дает нам дерзновение взывать, просить, молить, кричать о том, чтобы душа такого человека была бы помилована. Но помилована не только для земли. Вот это то состояние, с которым нам так часто приходится бороться и в других, и даже в самих себе. Христос пришел на землю, но пришел не для того, чтобы спасти земные цели человеческие. Христос дал нам землю как средство, для того, чтобы на этом средстве воспиталось бы сердце, готовое для принятия Господа и вечную жизнь. Господь есть Вседержитель и Промыслитель, и Судья — Мздовоздаятель Вечный, а не временный. "И если случится найти ее", — эту овцу заблудшую, продолжает Евангелие, — "то истинно говорю вам, он радуется о ней. Так нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих". Вот как раскрывается Благодать Божия. "И если согрешит пред тобою брат твой, пойди и обличи его между тобой и им одним". И дальше говорится о том, как надо обличать, как наконец довести это обличение до Церкви, как осторожно, как нежно надо делать, с какой любовью... И потом: "Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на Небе". Здесь уже совершенно ясно раскрывается то, что является Благодать Святого Духа, действующая в нас. Это место Евангелия как бы поучает нас о сегодняшнем дне, о той радости, которую дарует нам Господь через Третью Ипостась Святой Троицы, — Бога Духа Святого. И Он, являясь для нас осязаемый, спасает нас от всего того, что искушает нас, что ведет нас к погибели, потому что, "если разрешите..., а разрешает тот, кто есть сотаиник Апостольский, Пастырь Божий, принявший на себя Благодать вязать и разрешать, — то будет разрешено!

Вот что раскрывает нам сегодняшнее Евангелие. Зачем нам рассуждать о том, как сменяются понимания о Боге в роде человеческом? Единственное нужное для нас понимание нашего спасения, понимание той Благодати, которая разрешает нас от греха и дает нам то вечное бытие уже у Христа, — Жизни нашей.

4. Недели после Пятидесятницы

Неделя всех Святых

Братья и сестры!