Православие и современность. Электронная библиотека-Архиепископ Андрей (Рымаренко)-Единое на потребу (сборник проповедей)-©

Обратили ли вы внимание, братья, что ведь сегодняшнее Евангелие как бы вклинилось в тот порядок, который указывала нам Святая Церковь. Мы все время читали Евангелие Иоанна Богослова и Его учение о спасении: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог". И вдруг сегодня среди этих чтений Евангельских входит Евангелие от Матфея, 18-я глава, 10-20-й стих. Вот о чем говорит это Евангелие: "Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих, ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят Лицо Отца Моего Небесного".

Здесь как бы показывается нам, каким достоянием является в глазах Господа нашего Иисуса Христа, в глазах Церкви Его, каждый человек. Нет "нечеловека", все люди. И у каждого есть Ангел Хранитель, который видит Лицо Отца Небесного. И мы не имеем права презирать никого, потому что он через Ангела своего предстоит пред Господом. "Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшего", — говорится дальше в Евангелии. Ибо кто бы он ни был, но он Христов. И если бы даже он был самый грешный, совсем падший человек, как видите, Евангелие говорит, что именно такого человека Христос и пришел спасти. "Как вам кажется, если бы у одного человека было бы сто овец, и одна из них заблудилась бы, то не оставит ли он девяносто девять в горах и пойдет искать заблудшую"? Да, святая Церковь дает нам дерзновение взывать, просить, молить, кричать о том, чтобы душа такого человека была бы помилована. Но помилована не только для земли. Вот это то состояние, с которым нам так часто приходится бороться и в других, и даже в самих себе. Христос пришел на землю, но пришел не для того, чтобы спасти земные цели человеческие. Христос дал нам землю как средство, для того, чтобы на этом средстве воспиталось бы сердце, готовое для принятия Господа и вечную жизнь. Господь есть Вседержитель и Промыслитель, и Судья — Мздовоздаятель Вечный, а не временный. "И если случится найти ее", — эту овцу заблудшую, продолжает Евангелие, — "то истинно говорю вам, он радуется о ней. Так нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих". Вот как раскрывается Благодать Божия. "И если согрешит пред тобою брат твой, пойди и обличи его между тобой и им одним". И дальше говорится о том, как надо обличать, как наконец довести это обличение до Церкви, как осторожно, как нежно надо делать, с какой любовью... И потом: "Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на Небе". Здесь уже совершенно ясно раскрывается то, что является Благодать Святого Духа, действующая в нас. Это место Евангелия как бы поучает нас о сегодняшнем дне, о той радости, которую дарует нам Господь через Третью Ипостась Святой Троицы, — Бога Духа Святого. И Он, являясь для нас осязаемый, спасает нас от всего того, что искушает нас, что ведет нас к погибели, потому что, "если разрешите..., а разрешает тот, кто есть сотаиник Апостольский, Пастырь Божий, принявший на себя Благодать вязать и разрешать, — то будет разрешено!

Вот что раскрывает нам сегодняшнее Евангелие. Зачем нам рассуждать о том, как сменяются понимания о Боге в роде человеческом? Единственное нужное для нас понимание нашего спасения, понимание той Благодати, которая разрешает нас от греха и дает нам то вечное бытие уже у Христа, — Жизни нашей.

4. Недели после Пятидесятницы

Неделя всех Святых

Братья и сестры!

В прошлую неделю святая Церковь вкладывала в наши руки цветы и, как бы, говорила нам: смотрите, как бездушная природа послушна своему Творцу. Со дней Рождества земля повернулась к солнцу, которое стало давать земле свою живительную теплоту. И природа не оказалась неблагодарной к своему Творцу. В ответ на Его ласку она произвела эту дивную красоту, эти цветы, а дальше произведет плоды. А мы? В ответ на духовную теплоту Божьей Благодати, так обильно излиянной на нас, приносим ли мы нашему Творцу духовную красоту, цветы, плоды добродетелей? Ведь Он стал Человеком ради нас, умер за нас, воскрес для нас, вознесся на Небо, чтобы ниспослать нам Духа Своего Святого! А мы? Не является ли эта красота природы вокруг нас укором нашей совести? Ответим честно: Да, является. Но мало того, мы еще хотим оправдать свое нерадение, свою неблагодарность. Заповеди Христовы прекрасны, говорим мы, и если люди станут их исполнять, то вся земля превратится в прекрасный Божий цветник. Но возможно ли это для слабых человеческих сил! И вот сегодняшнее воскресенье, Воскресенье Всех Святых, громко, во всеуслышание мира отвечает на этот вопрос: да, возможно.

Все Святые, воспоминаемые сегодня, шли по примеру Христа, и все в их время, в их обстоятельствах жизни исполняли Заповедь Божью... любви к Богу и ближнему. А времена их подчас были трудные, может быть, труднее наших, и обстоятельства их жизни были нередко опаснее в духовном отношении, а часто и в житейском отношении хуже наших. А они все таки шли, боролись... и дошли до горних обителей, где и торжествуют ныне.

Посмотрите только на стенную живопись нашего храма, и вы увидите их: мученики, исповедники, преподобные, юродивые, образованные, простые, богатые, бедные, святители, монашествующие, мирские... Вот сколько звезд Господь возжег на Своем духовном небосклоне. Это — Церковь Небесная. Она всеобъемлющая, а пополняется она Церковью Земной, воинствующей. Там для каждого есть место. Вот что говорит сегодняшний Апостол: "Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех, и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на Начальника Веры Иисуса".

И подумайте только: ведь все эти Святые были живыми людьми, такими же как мы. И все они были, как и мы, разными людьми. И пути их были разными. Но все они, безусловно все, имели три свойства, которые были у всех одинаковы. Эти свойства указаны нам в сегодняшнем Евангелии. Они обязательны для всех, а значит и для нас, их нельзя миновать. Вот они: "И так всякого, кто исповедает Меня перед людьми того исповедаю и Я перед Отцом Моим Небесным". Вот первое. Чувствуете ли вы, братья, как для нас, современных людей это важно? Ведь весь мир кругом нас, как бы спрашивает нас: "Христианин ли ты или наш?" И мы не можем оставить этот вопрос без ответа. И в речах наших, и в поступках, и в мыслях, и в чувствах... (а ведь и чувства наши как-то передаются другим), мы громко и твердо должны ответить: "Да, я христианин!"

А вот второе: "Кто любит отца или мать более нежели Меня, недостоин Меня, а кто любит сына или дочь более, нежели Меня, недостоин Меня". Вот и ныне, от нас с вами Господь требует этой всепоглощающей любви. Любить Его больше всех и больше всего. И только при такой любви к Нему мы сможем по настоящему любить и родных, и чужих, и даже врагов наших. И, наконец, третье: "И кто не берет креста своего и не следует за Мной, тот недостоин Меня". Это положение даже и объяснять не приходится: у каждого есть свои скорби и трудности в жизни. И они личные, у каждого свои. Трудно, тяжело, но такова наша жизнь, а, значит, такова о нас Воля Божия...

Возблагодарим же Господа и за наш этот крест. Без него нельзя спастись. А Господь хочет всем нам спастись и соединиться в одно Торжество со всеми святыми, которых мы сегодня прославляем...