Православие и современность. Электронная библиотека-Архиепископ Андрей (Рымаренко)-Единое на потребу (сборник проповедей)-©

Все Святые в земле Русской просиявшие

Братья и сестры!

Сегодня святая Церковь раскрывает перед нами наш родной небосклон, — Всех Святых в Земле Русской Просиявших. Яркими звездами сияют они перед нами. И первый из них — Владимир Святой. Он был даровитым полководцем, государственным мужем, человеком проницательного ума и твердой воли. А политическое положение Русских Славян и требовало именно такого человека. Много славянских племен жило тогда по берегу Днепра, и все они были охвачены уже проповедью христианства: наступила заря новой жизни. И только одни наши предки пребывали еще в язычестве. Но к этому времени и они потеряли веру в языческих богов, и в сущности уже не имели никакой религии. И жажда Бога, Единого, Истинного Бога все сильнее и сильнее охватывала их души. Такое состояние переживал и сам Владимир: его великая душа устала от лжи и рвалась, как птица из клетки, к Правде, к Свету. Этого же требовало и политическое положение: просвещение и культура были в Христианстве. Язычество отмирало, а Христианство становилось новым, всемогущим двигателем современной культуры и жизни. Принятие Христианства стало необходимостью и притом безотлагательною, если русский народ хотел идти в ногу с другими народами. И Владимир стал действовать: он разослал своих послов по разным странам, чтобы выведать какая вера самая лучшая. Когда они вернулись, то засвидетельствовали, что Православная религия греков была самая лучшая, самая полная, и, действительно, была Апостольской Церковью. Владимир решился. Но он был слишком горд, чтобы пойти на поклон к грекам и просить у них крещения и наставления. Он решил, как и всегда решал в своей жизни, применить силу меча, завоевать христианство силою. Он пошел войной на греков, разбил их, и потребовал от них двух вещей: одно — это христианскую веру и крещение, а другое — руки греческой принцессы Анны, известной своей красотой и добродетельной жизнью. Греки, не имея выбора, согласились на то и на другое.

Владимир был в зените своей славы. Он достиг всего, чего хотел, чего мог достигнуть человек: и религию христианскую, и красавицу Анну, и торжество победы, а с нею и несметные богатства, и славу победителя, государственного деятеля и власть диктатора. Да, казалось, он имел все.

Еще шла подготовка к святому крещению, которая, может быть, представлялась ему религиозной формальностью. Ведь, собственно говоря, он уже достиг всего, был господином всего. И вдруг произошло нечто страшное: он ослеп. Медицинского искусства тогда еще не было. Ослепнуть — это потерять зрение на всю жизнь. И так сразу все кончилось, все оборвалось... Он не мог больше уж никогда быть полководцем, пользоваться мечем, вести в бой свои отряды... Без зрения он не только не мог управлять страною, он даже и о себе самом не мог позаботиться: его надо было водить, кормить. И предстоящий брак уже не имел смысла. Владимир сразу остался совершенно одним. Жутким было для него это одиночество. И только одни греческие проповедники не забыли его. Наоборот, они окружали его теперь и открывали ему глубины христианства, жизни духа, жизни сердца. И со слепыми глазами он видел теперь совершенно новую, доселе неведомую ему жизнь. Вот

так внезапно, как эта слепота, придет и смерть. Все уйдет, умрет, а останется только его дух, который, сросшись с этим земным существом, с этими земными интересами, будет страдать и томиться в этой новой, неземной, но уже вечной жизни. Его государственные советники были безгласны, его меч лежал без употребления и ржавел. А дух в нем бурлил, и в болезнях рождения, вступал в новую жизнь, духовную, вечную жизнь. И приступил он ко крещению смиренным, беспомощным человеком, у которого была одна надежда, одна новая, вечная цель, Богообщение. И вот тут, в купели совершилось чудо: он прозрел. Он опять увидел свет Божий, этот дивный мир, Днепр, поля, леса... Все это было таким как и раньше. Но он-то уже был другим человеком, он уже опытом испытал новую жизнь, слепым увидел другой свет: "Свете Тихий, Святыя Славы Бессмертного Отца Небесного, Святого Блаженного Иисуса Христа". В купель он вошел язычником, гордым, похотливым, эгоистичным, сластолюбивым.., а вышел смиренным рабом Иисуса Христа, Владимиром Святым. И по кличу его Киевляне начали собираться на берегах Днепра, чтобы креститься. И Владимир заговорил: он звал свой народ к святости, к благочестию. Он всех убеждал окончательно порвать с язычеством, с укладом языческой жизни и начать новый уклад, христианский, где все Божие будет храниться в чести, уклад жизни православной. Он говорил, что настоящая жизнь только во Христе, а эта временная жизнь только средство, подготовка к истинной, вечной жизни. Вот с этого момента Русь стала Святой и стала давать плоды святости. Один за другим стали появляться Русские Святые пока не наполнили весь этот небосклон — Святых в Земле Русской Просиявших, которые яркими звездами горят перед нами ныне и зовут нас к себе: вот князь Борис, который был убит во время утрени, которую он совершал в своей келий, вот и князь Глеб, который тоже был убит во время молитвы, а вот и князь Изъяслав, который еще до рассвета ездил на своей колымаге в Лавру, чтобы там получить у Старцев Печерских совет и благословение на свои государственные дела, и только тогда, простояв раннюю литургию, ехал на "вече", то есть на свой Государственный Совет, чтобы решать дела. Так росла и крепла Святая Русь.

Времена теперь изменились, но Церковь неизменна и непреложна. И в наше время, и на чужбине, мы можем черпать в ней тот же уклад жизни православной. Да, наша жизнь напряженна, работа интенсивна, темпы бешеные. И, может быть, не все мы можем исполнять физически, как исполняли наши предки. Но зато психологически мы можем и должны участвовать в струе жизни церковной. Посмотрите внимательнее кругом: даже некоторые инославные идут и принимают веру нашу, и ее уклад. Не обличают ли они этим нашу теплохладность ?

Да послужит же это Воскресение Святых в Земле Русской Просиявших началом нашей новой жизни, которая приведет нас к Жизни Вечной!

3-я Неделя по Пятидесятнице

"Ищите же прежде Царствия Божия и Правды Его, а это все приложится Вам".

Приложится все необходимое для земного существования: пища, питие, одежда... Но не так просто приложится, а при одном условии: "Ищите прежде Царствия Божия".

А что же значит: "ищите"? Это значит, что Господь требует от нас действия, волевого усилия. Вспомните чтения Евангельские за последние две недели: в "Неделю Всех Святых", и в "Неделю Всех Святых в Земле Русской Просиявших", а также и то, о чем говорится в сегодняшнем Евангелии: это как бы ступеньки, по которым шли все Святые к Горним Обителям и по которым и нам всем надо идти. Ведь иного пути нет. Путь ко Господу один для всех. Вот он: исповедывать Христа перед людьми, любить Его больше всех и всего, взять крест свой и следовать за Ним, вот так, как Апостолы пошли за Ним, оставив все позади: и семьи, и сети, и лодки свои. И не заботиться о том, что нам есть и что пить, или во что одеваться, потому что Отец наш Небесный знает, что мы имеем нужду во всем этом. И дивные примеры приводит нам Евангелие: "Взгляните на птиц небесных, они не сеют, не жнут, а Отец ваш Небесный питает их. И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них..."

Вот что значит искать Царствия Небесного. Но в чем центр такого искания? Что от нас требуется для этого? В чем начало? А вот в чем: "Светильник для тела есть око. Итак если око твое будет чисто, то все тело будет светло; если же око твое будет худо, то и все тело твое будет темно".