Православие и современность. Электронная библиотека-Архиепископ Андрей (Рымаренко)-Единое на потребу (сборник проповедей)-©

Но сила, скрытая в этих четырех словах Христа — "Вы дайте им есть!" — во много раз превосходит и физическое насыщение многотысячной толпы, и эти две тысячи лет, которые разделяют нас от того времени.

"Вы дайте им есть". Имелась ли здесь ввиду только пища телесная? Нет. Здесь имелось ввиду все, что принес на землю Богочеловек: спасение рода человеческого, пища духовная, все таинства, установленные Господом, вся Церковь Христова Соборная и Апостольская. Ведь Апостолы смертны, а Церковь вечна. Апостолам нужны будут преемники: диаконы, иереи, епископы. И так Церковь будет вечно существовать и питать верующих. Она будет давать им то, что на земле никто и ничто не сможет дать. Словами: "Вы дайте им есть!" Христос делает Церковь Свою Апостольской. А тот момент, когда Христос велел возлечь людям группами на траве, — это есть великий момент Организации Церкви. Вспомните Русь Святую. Вся она состояла из отдельных групп, — приходов, а все они сливались в одно целое и великое — Святую Соборную и Апостольскую Церковь.

Так и теперь Церковь Христова существует и будет существовать до скончания веков.

Будем же всегда стремиться к Ней. И если по каким-либо причинам, мы не всегда физически сможем пребывать в ней, то психологически будем всегда жить в круге церковном, и мы обретем пищу, ведущую в Вечную Жизнь. Только в Церкви мы обретем величайшее Таинство Христово, Таинство Тела и Крови Его, в котором Жизнь Вечная.

9-я Неделя (буря на море Тивериадском)

Евангельское чтение прошлого Воскресенья повествовало нам о великом чуде: о насыщении огромной, многотысячной толпы пятью хлебами и двумя рыбами. Сами ученики Христовы, через руки которых и совершилось это чудо, были ошеломлены. И, как говорит Евангелие, Христос тотчас понудил их войти в лодку и отправиться прежде Его на другой берег пока Он отпустит народ. И отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. А лодка была уже на середине моря, и ее било волнами, потому что был противный ветер. В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю.

Дивный образ Церкви Христовой рисуется нам здесь. Ладья, как бы изображает Церковь, ее борты — это все правила и каноны церковные, ученики — это все мы, христиане, а море бушующее — это наше море житейское. Христос и теперь "взошел на гору", т.е. воссел одесную Отца. Он видит наш корабль церковный и направляет его. Ведь Евангелие говорит, что ученики не сами по своей воле отправились на другую сторону, а "Христос тотчас понудил их войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону". Значит они делали это из послушания Христу. А когда они оказались в опасности, Он пошел к ним по воде.

"И ученики, увидевши Его идущего по морю, встревожились и говорили: Это призрак, и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: "Это Я, не бойтесь". Петр сказал Ему в ответ: "Господи, если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде". Он же сказал: "Иди". И выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу". Заметьте этот момент: Христос не позвал Петра, а только разрешил Петру. Тут послушание перешло в дерзновение, это исходило от самого Петра. Он почувствовал такой прилив веры, такой подъем, что все казалось ему возможным. Но тут произошло что-то. Волна, высокая волна заслонила на секунду Христа от Петра. Он очутился один. Сразу заработал холодный рассудок. Он как бы пришел в себя и сразу подумал, что же он делает? Безумие... Разум отнял у него легкость веры в которой он шел, и он начал тонуть. Раздался отчаянный крик: "Господи, спаси меня". И тотчас Христос простер ему руку.

Что же случилось с Петром? А случилось то, что с каждым из нас может случиться: он испугался, его вера поколебалась. А случилось это потому что он переступил за борт ладьи. Какой здесь таится глубокий урок для нас: в христианской жизни должна быть равномерность, должна быть тихость. А чтобы это было, никогда не надо переступать за борт корабля Церковного. Надо хранить уставы Церкви, надо жить жизнью Церкви. И тогда, если нам даже и придется очутиться в бушующем море жизни, мы сможем вскрикнуть: Господи спаси меня... И Он, Милостивый, прострет и нам, как Петру, Свою спасающую руку, и мы очутимся опять в корабле церковном, и наступит великая тишина.

10-я Неделя по Пятидесятнице

Как прошлое Воскресенье нам говорило о буре на море Тивериадском, так и сегодняшнее Евангелие повествует нам тоже о буре, только уже о буре еще более страшной: там были волны морские, а тут... Послушайте, что говорит Христу отец юноши: "Господи! Помилуй сына моего: он в новолунии беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду. Там Петр вышел из лодки, в которой плыли другие апостолы; заметьте, не Христос его послал, так как послал всех учеников переплыть море, а Петр сам, исполненный восторга веры, видя Христа, идущего по волнам, испросил себе разрешение на это. И что же произошло? Он усомнился и начал тонуть. И Христос сказал ему: "Маловерный, зачем ты усомнился ?"

А что в сегодняшнем Евангелии? В сегодняшнем Евангелии отец бесноватого сына привел его сначала к ученикам Христовым. Ведь им была дана власть изгонять бесов, и целить недуги, — это как бы входило в их послушание, и однако они не могли исцелить его. И когда отец с глубокой скорбью поведал об этом Господу, Христос с гневом воскликнул: "О род неверный и развращенный! Доколе буду терпеть вас! Приведите его ко Мне сюда!" И запретил ему Иисус, и бес вышел из него. Тогда ученики, приступивши к Иисусу наедине, сказали: "Почему мы не могли изгнать его?!" Иисус же сказал им: "По неверию вашему. Ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: перейди отсюда туда, и она перейдет, и ничего не будет невозможного для вас. Сей же род изгоняется только молитвою и постом".