Православие и современность. Электронная библиотека-Архиепископ Андрей (Рымаренко)-Единое на потребу (сборник проповедей)-©

Дивный образ Церкви Христовой рисуется нам здесь. Ладья, как бы изображает Церковь, ее борты — это все правила и каноны церковные, ученики — это все мы, христиане, а море бушующее — это наше море житейское. Христос и теперь "взошел на гору", т.е. воссел одесную Отца. Он видит наш корабль церковный и направляет его. Ведь Евангелие говорит, что ученики не сами по своей воле отправились на другую сторону, а "Христос тотчас понудил их войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону". Значит они делали это из послушания Христу. А когда они оказались в опасности, Он пошел к ним по воде.

"И ученики, увидевши Его идущего по морю, встревожились и говорили: Это призрак, и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: "Это Я, не бойтесь". Петр сказал Ему в ответ: "Господи, если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде". Он же сказал: "Иди". И выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу". Заметьте этот момент: Христос не позвал Петра, а только разрешил Петру. Тут послушание перешло в дерзновение, это исходило от самого Петра. Он почувствовал такой прилив веры, такой подъем, что все казалось ему возможным. Но тут произошло что-то. Волна, высокая волна заслонила на секунду Христа от Петра. Он очутился один. Сразу заработал холодный рассудок. Он как бы пришел в себя и сразу подумал, что же он делает? Безумие... Разум отнял у него легкость веры в которой он шел, и он начал тонуть. Раздался отчаянный крик: "Господи, спаси меня". И тотчас Христос простер ему руку.

Что же случилось с Петром? А случилось то, что с каждым из нас может случиться: он испугался, его вера поколебалась. А случилось это потому что он переступил за борт ладьи. Какой здесь таится глубокий урок для нас: в христианской жизни должна быть равномерность, должна быть тихость. А чтобы это было, никогда не надо переступать за борт корабля Церковного. Надо хранить уставы Церкви, надо жить жизнью Церкви. И тогда, если нам даже и придется очутиться в бушующем море жизни, мы сможем вскрикнуть: Господи спаси меня... И Он, Милостивый, прострет и нам, как Петру, Свою спасающую руку, и мы очутимся опять в корабле церковном, и наступит великая тишина.

10-я Неделя по Пятидесятнице

Как прошлое Воскресенье нам говорило о буре на море Тивериадском, так и сегодняшнее Евангелие повествует нам тоже о буре, только уже о буре еще более страшной: там были волны морские, а тут... Послушайте, что говорит Христу отец юноши: "Господи! Помилуй сына моего: он в новолунии беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду. Там Петр вышел из лодки, в которой плыли другие апостолы; заметьте, не Христос его послал, так как послал всех учеников переплыть море, а Петр сам, исполненный восторга веры, видя Христа, идущего по волнам, испросил себе разрешение на это. И что же произошло? Он усомнился и начал тонуть. И Христос сказал ему: "Маловерный, зачем ты усомнился ?"

А что в сегодняшнем Евангелии? В сегодняшнем Евангелии отец бесноватого сына привел его сначала к ученикам Христовым. Ведь им была дана власть изгонять бесов, и целить недуги, — это как бы входило в их послушание, и однако они не могли исцелить его. И когда отец с глубокой скорбью поведал об этом Господу, Христос с гневом воскликнул: "О род неверный и развращенный! Доколе буду терпеть вас! Приведите его ко Мне сюда!" И запретил ему Иисус, и бес вышел из него. Тогда ученики, приступивши к Иисусу наедине, сказали: "Почему мы не могли изгнать его?!" Иисус же сказал им: "По неверию вашему. Ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: перейди отсюда туда, и она перейдет, и ничего не будет невозможного для вас. Сей же род изгоняется только молитвою и постом".

Вот что значит вера! Где же обрести эту веру? Только в Церкви. Апостолы, плывя в лодке по послушанию Христову, несмотря на бурю, не усомнились. Лодка их имела борты, которые защищали их от напора волн, имела дно, которое отделяло их от водной стихии, имела и руль, направляющий ее. Так и корабль церковный имеет все нужное для переплытия житейского моря, через бури его, к другому берегу Вечной Жизни. Как в лодке дно является основой ее, так и в Корабле Церковном основою является учение Христово, указывающее путь к жизни через Заповеди Блаженства: нищета духовная, плач о грехах, то есть, покаяние, кротость, алчба, жажда правды, милосердие, чистота сердечная, миротворчество, страдание за правду, — вот основа Корабля Церковного. А борты Его — это правила Апостольские. Это все то, что Христос передал Своим Апостолам, и что большею частью опять таки основано на Священном Писании, а частью хранится в сокровищнице Церковного Предания. А какое же сокровище везет в себе этот Корабль Церковный? Это семь таинств церковных, которые все имеют основание в Священном Писании. Книга Деяний Апостольских повествует нам о рукоположении иереев и диаконов, — отсюда наше Таинство Священства. В первом явлении Своем по Воскресении Христос дунул на Апостолов и сказал: "Приимите Духа Святого... Кому отпустите грехи, тем будет отпущено". Вот основа Таинства Исповеди. Слова Христа на Тайной Вечери: "Сие творите в Мое воспоминание..." и все те главы от Иоанна, где говорится о Хлебе Жизни, — установление Таинства Причастия. Поучение Апостола Павла об отношении мужа к жене — говорит о святости Таинства Брака. В книге Деяний даются указания о помазании болящего маслом и о молитве веры за него. Так и все таинства, И еще: все церковные установления идут от Самого Господа. Вот и в сегодняшнем Евангелии говорится о необходимости поста и молитвы. И говорит это Христос Своим ученикам. В Церкви Православной нет ничего придуманного людьми, добавленного, но нет ничего и убавленного, сокращенного из учения Господа Иисуса Христа и Его Апостолов.

Верую во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Ведь другой соборной и апостольской церкви и нет на земле.

Будем же беречь наш Корабль Церковный. Не будем никогда покидать Его. В нем для нас все есть. Есть и эта вера дивная, которая и горами двигает, а с такой верой ничего не будет невозможного. И проведет Он нас через бури житейские, и приведет нас к берегу Жизни Вечной.

11-я Неделя по Пятидесятнице

Страшную картину рисует нам Евангелие сегодняшнего Воскресенья. Начинается оно следующими словами: "Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими. Среди этих рабов был один, который задолжал Государю огромную сумму. Сумма эта была так велика, что он при всем своем желании никогда бы не смог ее выплатить. Выход был один: Государь мог продать его, его жену, детей и все, что он имел. Тогда раб тот пал и, кланяясь ему, говорил: "Государь! Потерпи на мне, и все тебе заплачу". Государь умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг ему простил. Слышите: не отсрочил выплату долга, не уменьшил его, а все, совсем, навсегда простил. Будто бы и ничего не было, все осталось по-прежнему. Началась новая, спокойная жизнь, как прежде. Даже лучше: теперь раб тот знал своего Государя: он видел в нем любящего Отца, а работать для такого Отца — ведь это блаженство.

И вдруг произошло нечто ужасное: раб же тот вышел, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему совершенно ничтожную сумму, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне все, что должен. Государь его, узнав об этом, разгневался и отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.